Осетровые в Красной Книге .
Абсолютно критическая ситуация сложилась в Украине с рыбными ресурсами. Проведенные зоологами исследования показали, что из 72 некогда промысловых видов 22 катастрофически утратили свою численность, а запасы еще 24 видов уменьшились более чем в 10 раз и, по сути, их уже нельзя назвать промысловыми. К числу этой более чем половины исчезающих рыб относятся такие известные и некогда популярные у рыбаков виды, как сельдь керченская, щука, чехонь, рыбец, язь, голавль, елец, носарь, вырезуб, усач, подуст, линь, карась золотой, сом, налим, и, конечно, все виды осетровых, судак, глосса, скат, тарань. Современные запасы перечисленных видов рыб в лучшем случае составляют менее 5% от уровня 30—50-х гг. ХХ столетия. Это означает, что такие виды практически вымирают. С точки зрения законов Украины, все перечисленные и еще многие другие виды требуют охранного статуса и занесения в Красную книгу. В принципе, это отвечает и сложившейся европейской практике, ведь почти вся наша родная пресноводная ихтиофауна внесена в международной Красный список и национальные Красные книги стран, географически близких к Украине. Но члены комиссии прекрасно понимают, что внесение в Красную книгу, например, щуки, наш народ с его рыбацким менталитетом воспримет просто как издевательство. Не помогут и объяснения, что сейчас щуки в стране осталось в пределах 4—5% от того, что было еще 50 лет назад, что современные уловы этого вида в Украине просто позорны — не больше чем в крохотной Бельгии. Поэтому в Красную книгу включаются рыбы, место которым в музее, либо те, которые нельзя не вносить, среди них, конечно, осетровые.
Еще в начале 90-х годов по запасам этих, пожалуй, самых ценных промысловых рыб Азовское и Черное моря занимали второе и третье место в мире (после Каспия). С тех пор многое изменилось. По независимым экспертным оценкам, запасы осетровых за последние 15 лет упали просто катастрофически, и сейчас составляют доли процента от прошлого уровня. По официальным сведениям, в Азовском море в середине XIX века добывали 10—14 тыс. т. в год, в 40-х гг. ХХ столетия в два-три раза меньше (5,4 тыс. т), в 1995 г. уловы сократились до 790 т, в 2002-м — до 70 т, а 2005-м — до 2,4 т.
В последующие годы еще более худшие показатели. Только за последние 10 лет запасы осетровых в Азовском море уменьшились в 300 раз, а по отношению к своему естественному уровню они составляют самое большее 0,025%!!! Не лучше ситуация и в Черном море. Главная причина — это, конечно, зарегулирование основных рек бассейна, закрывших нерестилища, располагающиеся выше по течению и заиливание нерестилищ, располагавшихся в низовьях рек. Сейчас естественное воспроизводство почти полностью прекращено на Дону, Кубани, Днепре, Южном Буге и Днестре, тогда как в Дунае, где течение не зарегулировано, нерест сохранился. Именно из-за создания плотин на основных осетровых реках Азово-Черноморья в 50-60-х годах произошел форменный обвал осетрового рыболовства, результатом которого стало сокращение промысла до 10%. Решения проблемы тогда были найдены: это компенсация потерь естественных нерестилищ заводским разведением и самая суровая охрана. Осетровые заводы, построенные в Ростовской области, за счет еще сохранившихся ресурсов азовских осетровых и, самое главное, икры, завозимой с Каспия, где сосредоточено 85% мировых запасов этих ценнейших рыб, не только не дали осетровым вымереть, но и даже подняли их поголовье, которое на начало 90-х достигло 15% от уровня 40-х годов. Большего из-за низкой эффективности искусственного нереста, при наличии промышленного лова, сделать просто нельзя.
Вместе с тем возникли и другие проблемы. Оказалось, что заводское воспроизводство прекрасно идет у осетра, но малоэффективно у севрюги и белуги. В результате соотношение видов осетровых в бассейне резко изменилось: если раньше главной в Азовском море была севрюга, а в Черном — белуга, то с 70-х гг. основным промысловым видом всего Азово-Черноморья становится осетр.
Тревожная ситуация не могла не вызвать озабоченности ученых. В результате все виды осетровых, обитающие в водах Украины – шип,
атлантический осетра(редчайшие виды в регионе); стерлядь (единственный пресноводный вид семейства, который, несмотря на многочисленные попытки акклиматизации, в Украине не стал промысловым видом),
белуга (самую крупную из осетровых рыб, запасы ее в Азово-Черноморье поддерживались за счет естественного нереста в Дунае); осетр русский и севрюга, популяции которых были еще достаточными для промысла, за что оба вида сполна и поплатились.
Ученые требуют внесения самых проблемных и ценных видов в Красную книгу хотя бы как гарантию того, что контроль за их состоянием будет гласным и его будут вести независимые от министерств специалисты, не имеющие от этого никакой материальной выгоды (Национальная комиссия по Красной книге — это общественная организация). Совершенно очевидно, что именно вопрос, кто и как будет распоряжаться животными и растительными ресурсами, цена на которые по мере исчезновения этих ресурсов все более возрастает, является ключевым в дискуссии Национальной комиссии с чиновниками.
Конечно, существующее законодательство несовершенно, Красная книга — не панацея, но в ней есть понятные и четкие стимулы: общественный контроль, а также статьи уголовного кодекса, грозящие лишением свободы, конфискациями и серьезными штрафами, которые в случае, например, добычи краснокнижных икряных самок осетровых становятся просто космическими.
Источник: smi2.ru