Browse By

Боснию охватывает «цунами» народного гнева .

Демонстрации в 32 городах, более 300 раненых и 17 подожженных правительственных зданий в Сараево, Тузле и Зенице. Таковы итоги первых пяти дней «боснийской весны» – народных волнений в южнославянском государстве Босния и Герцеговина.
Боснийцы не дотерпели восемь месяцев до всеобщих выборов, назначенных на октябрь. Десятки тысяч демонстрантов, недовольных безработицей, бедностью и коррупцией, вышли на улицы бывшей югославской республики с требованием немедленной отставки правительства.
Очагом народных волнений стал промышленный город Тузла, в котором была проведена мошенническая приватизация заводов. Оказалось, что боснийские магнаты выкупили государственные производства не для их развития, а для получения быстрой выгоды. Активы четырех предприятий были распроданы, а рабочие перестали получать зарплату или лишились работы в процессе банкротства.
Возмущенные массовыми увольнениями жители Тузлы вышли протестовать к городской администрации в среду, 5 февраля. Демонстранты забросали камнями и подожгли два правительственных здания. Они успели вынести компьютеры из кабинетов администрации и разграбить находившийся рядом супермаркет, прежде чем полиция разогнала митинг, применив слезоточивый газ.
В пятницу протесты вспыхнули с новой силой в 20 городах. Правительственные здания заполыхали в Мостаре, Зенице и столице боснийского государства Сараево. В этом городе тысячи демонстрантов штурмовали президентский дворец, устроив пожар в нескольких кабинетах здания. Для отражения атаки полицейскому спецназу пришлось применить водометы, свето-шумовые гранаты и слезоточивый газ.
По официальным данным, в столичных столкновениях травмы получили 144 стража порядка и 138 манифестантов. Большинство пострадало от слезоточивого газа. Самой серьезной из зафиксированных на данный момент травм является пролом грудной клетки у полицейского.
Кровопролитных протестов не случалось в Боснии и Герцеговине со времен гражданской войны 1992-1995 годов, в которой погибло 100 000 человек. Пережив ужасы тех лет, граждане сделались апатичными, боязливыми и циничными. Три основные этнические группы страны – сербы, хорваты и боснийцы – два десятилетия мирились с политической стагнацией и снижением уровня жизни из-за боязни вновь разжечь этнический конфликт.
«Нынешние протесты – это крик гнева, голода и безнадежности относительно будущего. Недовольство накапливалось долгие годы, что привело к нынешнему социальному взрыву», – объясняет ситуацию боснийская газета Dnevni Avaz.
Боснийцам есть за что ненавидеть власть. Официальная безработица в стране составляет 44%, а трудоустроенным гражданам приходится платить высокие налоги для содержания раздутого и неэффективного аппарата чиновников. Экономика показывает почти нулевой рост, а средняя зарплата в стране составляет $570, что является одним из самых низких уровней в Европе.
Масла в огонь народного недовольства подлил Евросоюз, власти которого сообщили в декабре, что собираются вдвое сократить финансовую помощь, поскольку боснийское правительство не проводит реформы, необходимые для вступления страны в ЕС.
Корнем экономических проблем Боснии и Герцеговины считается нелепая политическая система, в которой 3,8-миллионным населением руководят более ста министров, расположенных на четырех различных уровнях власти, а также три президента, представляющих три главные этнические группы.
Страна разделена на две полунезависимые части – Республику Сербскую и Федерацию Боснии и Герцеговины. У каждой из этих территорий есть отдельный кабинет министров, подчиняющийся центральному правительству. Федерация Боснии и Герцеговины разделена на десять кантонов, в каждом из которых также существует собственный премьер-министр и правительство.
Столь сложная политическая структура поспособствовала примирению враждовавших в начале 1990-х годов этнических групп, но практически парализовала процесс внедрения реформ в государстве. Необходимость договариваться с чиновниками на трех или четырех уровнях власти отпугивает международных бизнесменов. Как итог, в 2013 году страна получила лишь $343 млн иностранных инвестиций.
Манифестанты, координирующие свои действия с помощью соцсети Facebook, сформулировали список требований. Они намерены добиться снижения зарплат чиновников, отставки правительства, создания независимой комиссии по расследованию коррупционных преступлений и возврата в госсобственность нечестно приватизированных предприятий.
В субботу и воскресенье в Боснии и Герцеговине установилось относительное затишье после бурных пятничных погромов и беспорядков. Вчера на центральной площади Сараево возле обгоревших правительственных зданий находилось около тысячи демонстрантов, которые вели себя спокойно и мирно.
Однако власти страны готовятся к тому, что протесты могут вспыхнуть с новой силой. По словам боснийского министра внутренних дел Фахрудина Радончича (Fahrudin Radoncic), бездействие правительства всколыхнет еще большую волну народного гнева.
«Власти должны запустить антикоррупционное цунами. Если этого не случится, на нас обрушится цунами народных волнений», – заявил господин Радончич.
По утверждению главы Федеральной полиции Боснии и Герцеговины Драгана Лукача, большинство погромщиков – 17-летние и 18-летние юноши. Он выразил сомнение в том, что массовые беспорядки могли без грамотной координации спонтанно вспыхнуть одновременно в Тузле, Сараево, Бихаке и Мостаре, и призвал политиков на всех уровнях власти срочно принять все необходимые меры для предотвращения дальнейшей эскалации насилия.
По словам Драгана Лукача, стране повезло, что боснийским полицейским удалось избежать стрельбы. В противном случае в государстве могла бы разразиться масштабная бойня. По оценке силовиков, как минимум, у каждого пятого боснийца со времен гражданской войны припрятано огнестрельное оружие.
Протестующие боснийцы утверждают, что готовы бороться до победного конца. «Я думаю, мы видим настоящую «боснийскую весну». Нам нечего терять. Нас будет все больше и больше на улицах. В Боснии около 550 000 безработных людей», – цитирует агентство Reuters экономиста и активиста протестов в Тузле Альмира Арно.
Демонстранты уже добились некоторых результатов. Под их нажимом в отставку ушли три главы кантона: Суад Желькович в Сараево, Сеад Чаушевич в Тузле и Муниб Хусеинагич в Зенице. Две партии из правящей коалиции призвали к проведению досрочных выборов.
«Я верю, что люди хотят изменить власть. Я верю, что в течение трех месяцев мы можем предоставить гражданам возможность проголосовать за тех, кому они доверяют, поскольку очевидно, что нынешнее правительство больше работать не может», – заявил один из трех президентов Боснии и Герцеговины, возглавляющий Партию демократических действий, Бакир Изетбегович (Bakir Izetbegovic).
На фоне протестов разразился крупнейший в истории страны коррупционный скандал. Полиция арестовала президента Федерации Боснии и Герцеговины Живко Будимира и 19 его помощников. По версии следователей, глава федерации «продавал» помилования за 40 000 евро. С легкой руки президента из тюрем на свободу вышло 95 человек, в том числе 35 убийц, насильник и пять наркоторговцев.
Однако досрочных выборов и суда над президентом федерации вряд ли будет достаточно, чтобы заставить демонстрантов разойтись по домам. Протестующие боснийцы хотят не просто сменить правительства, но и заставить их работать эффективно.
«Происходящее в Боснии – это не революция, а демократический протест людей, которым конституцией дано право бороться за лучшее будущее. За протестом стоят не политические партии, а народ, который недоволен нынешним материальным положением», – заявил один из инициаторов боснийских протестов Алдин Ширанович, основавший в Facebook группу «Удар» для координирования демонстрантов.
Раздавая интервью, Алдин Ширанович признается, что организовывает демонстрации, используя опыт восточноевропейских государств, в том числе и Украины. Логично предположить, что правящая элита тоже вооружится испытанными методами подавления таких протестов. Если успокоить народные волнения не удастся призывами к примирению, репрессиями и обещаниями реформ, в ход может пойти уже протестированное радикальное средство. Власти могут напомнить боснийскому народу о старых этнических конфликтах, создать в обществе раскол и переманить часть населения на свою сторону националистическими призывами.

Источник: forbes.ua