Николай Максимович, ученый-эколог: «Наука – это не Майдан» .
Строить зоопарк в Черняевском лесу можно и нужно, пришли к пародоксальному выводу некоторые ученые-экологи. О том, почему изменение зонирования особо охраняемой территории спасет лес от деградации, 59.ru рассказал заместитель директора по научной работе Естественнонаучного института Николай Максимович.
– Когда вы начали заниматься проблемами Черняевского леса?
– В 2009 году администрация Перми объявила конкурс на обследование Черняевского леса. Его выиграл коллектив ученых Естественнонаучного института. Два года коллектив, в состав которого вошел и я, занимался исследованием леса, а в прошлом году выпустил монографию в самом авторитетном издательстве «Наука».
– Зачем городская администрация заказала исследование?
– Оказалось, что Черняевский лес – это белое пятно, никто никогда не занимался его научным исследованием. Новое экологическое обследование второго квартала, который находится за ДКЖ, нам заказали в прошлом году испанские проектировщики зоопарка.
– И какие выводы вы сделали о состоянии леса?
– Если не вдаваться в научную терминологию, мы пришли к выводу, что территория не является особо охраняемой. В нем только 49% леса природного характера. Остальное – это искусственные посадки сосны и лиственных пород. То есть на этой территории мало что осталось от того, что было когда-то в естественных природных условиях.
– А как же прекрасные корабельные сосны?
– Да, они есть, но ближе к стадиону. Еще мы исследовали санитарное состояние леса. Оказалось, что там есть участки, которые требуют немедленного вмешательства, потому что больны. 65% леса находится в деградации.
– Значит лес можно срубить и построить здесь городской зверинец?
– Я много уезжу по миру и всегда посещаю национальные парки. Такого безобразия и мусора, как на этой территории, я нигде не видел. В прошлом году я думал, что же с этим со всем делать? Средства, которые выделяются на содержание особо охраняемой территории, очень символические. Мировая практика показывает, что в ситуации, когда лес находится под техногенным и антропогенным воздействием, в нем можно создать парк с искусственными тропинками и зонами отдыха.
– Но все-таки парк и зоопарк – разные вещи? Для многих животных придется строить вольеры и вырубать лес.
– Пермь – не первый город в мире, в котором собираются построить в лесу зоопарк. Испанская фирма, которая проектирует пермский зоопарк, работает по европейским стандартам.
– Согласен, но при этом нельзя не учитывать и общественное мнение. Сейчас ваш институт оказался в меньшинстве: против строительства зоопарка в Черняевском лесу выступают не только ученые-экологи, но и общественность.
– Понимаете, наука – это определенная сфера деятельности со своими правилами и законами. У нас споры принято решать на научных мероприятиях: конференциях, круглых столах, семинарах. А сейчас с противниками строительства зоопарка в Черняевском лесу мы общаемся через средства массовой информации.
– Может быть, это следствие политики краевой администрации, которая не желает прислушиваться к общественному мнению. Ведь если бы власть захотела, можно было бы привлечь ученых-экологов с противоположной точкой зрения и выслушать мнение общества?
– Мы уже привлекли большой коллектив ученых из разных пермских вузов.
– Но ученые ведущих пермских вузов написали письмо Владимиру Путину о том, что краевая власть не прислушивается к их мнению.
– Понимаете, мы много лет исследуем Черняевский лес, мы показали результаты наших исследований. А такие методы, как митинги и письма… В общем наука – это не Майдан! Это серьезная сфера деятельности, где люди должны себя вести серьезно и доказывать с помощью научных аргументов свою правоту.
– Но ваши научные оппоненты утверждают, что они тоже проводили исследования и писали диссертации. Как обывателю разобраться в этой ситуации?
– Горожанину можно просто сходить в лес и убедиться во всем самому. Когда я говорю с простыми людьми, они удивляются, что территория за ДКЖ – это Черняевский лес. У большинства людей этот участок леса вообще не ассоциируется с ним. Со своей стороны, я готов провести экскурсию и все объяснить любому желающему.
– Ну а вас чиновники не просили сделать «правильное» исследование?
– Вы это серьезно?
– Я всего лишь передаю мнение ваших оппонентов, которые считают, что Естественнонаучный институт выполняет заказ краевой администрации.
– А как это можно сделать? Мы же не можем привести неправильные данные!
– Если будет изменено зонирование, значит можно будет строить на всей территории Черняевского леса?
– Насколько я понимаю, предлагается изменить зонирование только второго квартала.
– То есть вы даете гарантию, что с основным массивом леса ничего не случится?
– Основной массив леса трогать нельзя. И если это произойдет, я сам выйду в лес и буду перевязывать деревья красными ленточками!
Источник: 59.ru