ООН предсказала экологическую катастрофу .
Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард признала заслуги России перед Украиной. «Экономика Украины двигалась к катастрофе. Без той помощи, которую Украине оказала Россия несколько месяцев назад, страна стремилась бы в никуда», – цитирует РИА «Новости» интервью Лагард телеканалу PBS. Глава МВФ пояснила, что сейчас Украина не имеет доступа к мировому финансовому рынку. «Международный валютный фонд не раздает деньги бесплатно – взамен мы ожидаем, что страны сделают то, что должны сделать для восстановления экономики», – напомнила она.
Платой за помощь западных институтов, как известно, становятся жесткие структурные реформы, нацеленные на стабилизацию экономики. Среди стандартных требований международных кредиторов борьба с коррупцией, восстановление государственного управления и повышение внутренних цен на энергоресурсы. Взамен МВФ обещает выделить Украине от $14 до 18 млрд в рамках стабилизационной программы stand by. А общий размер финансовой помощи от международного сообщества может составить $27 млрд в течение двух лет.
В долгосрочной перспективе жесткие меры действительно могут вывести страну из кризиса, но поначалу такая шоковая терапия больно бьет по населению. Первые экономические последствия зимнего переворота уже ощущаются. Официальный курс гривны рухнул до рекордного значения – более 11 гривен за $1. Председатель Нацбанка Украины Степан Кубив заявил, что регулятор не намерен вмешиваться в ситуацию: «Мы ни одного доллара не потратили и не будем тратить на поддержку курса», – предупредил он в интервью телеканалу БТБ.
В четверг стало известно о том, что Национальная комиссия регулирования энергетики Украины (НКРЭ) приняла решение о повышении с 1 мая 2014 г. розничных цен на природный газ, который используется для потребностей населения, от 48% до 73%.
Ранее министр финансов Украины Александр Шлапак заявлял, что поэтапное повышение цен коснется также тепловой энергии для населения – эти тарифы вступят в силу с 1 июля. В последующем повышения планируется ежегодно с тем, чтобы за четыре года выйти на 100% покрытия себестоимости этих ресурсов. Правда, еще в конце марта премьер-министр Арсений Яценюк пообещал, что примерно треть жителей Украины получат субсидии, компенсирующие рост тарифов на газ и электроэнергию. По его словам, каждая малообеспеченная семья будет получать дополнительно до 500 гривен.
Иного выбора у Киева не осталось. Безусловной помощи больше ждать неоткуда, а деньги очень нужны. Как показала ситуация с санкциями против России, ни Европа, ни США не готовы всерьез жертвовать собственными интересами ради того, чтобы просто «наказать» Москву.
Даже в вопросах реверса газа из ЕС все не так радужно. В четверг министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан посетовал на то, что Словакия затягивает переговоров по этому вопросу, которые начались больше года назад. При этом премьер Словакии Роберт Фицо в конце марта заявил, что его страна готова помочь Украине и организовать реверсные поставки газа, но не готова за это платить. Он пояснил, что уже в начале переговоров по реверсу с украинской стороной возникли проблемы. По словам Фицо, в Киеве ждут инвестиций в этот проект от Словакии, но со своей стороны ничего не гарантируют.
Проблема упирается в газопроводы. Украина надеется использовать уже существующую инфраструктуру, а вместо этого словаки предлагают ей построить новый трубопровод. «Срок строительства будет составлять до 14 месяцев, и нужно вложить 20 миллионов евро. Мы считаем, что это нецелесообразно», – объяснил Продан. В свою очередь, в Братиславе поясняют, что приоритетом для них являются все-таки гарантированные и безопасные поставки российского газа через территорию Украины в Словакию.
Мария ТРИФОНОВА
На Майдане Незалежности в Киеве с 6 апреля ввели комендантский час. Казалось бы, пресловутая «незалежность» и ограничение на передвижения по символизирующей ее площади, хотя бы и с часу ночи до пяти утра, плохо сочетаются. Однако же теперь на Майдане, судя по всему, будут и патрули, и выборочные проверки документов. Официально объявлено, что «меры приняты ради обеспечения безопасности, спокойствия и права на отдых жителей». Но больше похоже на то, что стихийно сформировавшиеся во время противостояния с правоохранительными органами полувоенные формирования и их лидеры начинают выяснять: кто главнее.
Сейчас конгломерат сил самообороны сильно напоминает где-то более, а где-то менее сплоченные незаконные вооруженные формирования под руководством «полевых командиров» (их принято называть сотниками). Разумеется, рано или поздно один из них в любом случае прижал бы «к ногтю» остальных подельников-соперников. Но никому не подконтрольные отряды вооруженных боевиков на улицах Киева представляют собой серьезную проблему вот прямо сейчас – в том числе и для лидеров оппозиции, которые должны продемонстрировать владение ситуацией. В противном случае они никак не могут претендовать на помощь Запада. Это новым властям Украины достаточно четко дали понять, взять хотя бы недавнее заявление глав МИД Германии, Франции и Польши с требованием «дистанцироваться от экстремистских группировок и восстановить государственную монополию на использование силы».
Скоропостижная ликвидация Александра Музычко (Саши Белого), считавшегося одним из героев Майдана, и принятое Радой постановление о немедленном разоружении «Правого сектора» вполне укладываются в эту логику. Радикалы-националисты были нужны для организации переворота, но теперь они становятся помехой. А то, что еще недавно считалась народным протестом, внезапно превращается в «массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием и другими противоправными действиями» – по крайней мере, когда речь идет о выступлениях на юго-востоке Украины. Организаторам и подстрекателям грозит от 5 до 8 лет лишения свободы, напоминает МВД Украины, обещая «жесткий подход» ко всем, кто «непосредственно ведет нападение на государственные здания, на правоохранителей».
Задержка за малым: «жесткий подход» подразумевает наличие силы, а с этим у нынешних украинских лидеров большие проблемы. Развал государственного аппарата зашел так далеко, что легальные силовые структуры точкой опоры служить не могут: их сотрудники деморализованы и предпочитают саботировать приказы, не вмешиваясь в происходящее. Попытка создать «Национальную гвардию», смешав в одном флаконе вчерашних милиционеров и сегодняшних боевиков с Майдана, выглядит не слишком убедительно. Уже сам по себе контроль за этой пестрой взвесью представляет достаточно серьезную проблему для нынешних руководителей.
Если бы перед ними стояла одна задача – подавить сопротивление в юго-восточных регионах страны, то к этому можно было бы идти традиционным путем: разыгрывая антироссийскую карту. Однако острая конкуренция в лагере победителей в преддверии президентских выборов не способствует консолидации различных силовых групп – скорее напротив, выступает дополнительным дестабилизирующим фактором, нагнетающим «военную истерию». Майдан, как и любая революция, начинает пожирать сам себя. Вероятность срыва выборов и перехода к силовому сценарию можно было бы расценивать как очень высокую, если бы не сдерживающий фактор в лице Запада, который вряд ли примет на баланс столь взрывоопасный политический актив.
Ирина ВОЙЦЕХ
Источник: www.biznes-portal.com