Browse By

Золотая лихорадка «Лиски» приведет к экологической катастрофе целый регион .

Бывший губернатор проводит разведку нового местрождения у истоков водоснабжения Капана
Приезжающим в Капан гостям местные жители с гордостью показывают живописную природу, протекающие через ущелья реки, рассказывают историю города. Но при этом в Капане давно уже не говорят о высоком качестве питьевой воды, мало того, спешат сообщить гостям, что вода не такая «вкусная», как раньше. Причина – золотая лихорадка, об этом передает hetq.am.
Еще в 2008 году ООО «БАМО Метал» получило лицензию на проведение геологических исследований на территории общины Нор Астхаберд Капанского района. Разведочные работы предполагалось проводить 4 года. В этой общине находятся истоки питьевой воды, поступающей в Капан. Тогда капанцы начали жаловаться на качество воды, говорили, что вода из-под крана иногда бывает ржавой.
1 августа 2012 г. местные общественные организации обратилиась с открытым письмом к президенту РА, в котором просили прекратить действие лицензии «БАМО Метал». В тот же период свое отрицательное отношение к деятельности компании высказал и бывший губернатор Сюника Сурик Хачатрян, заявивший, что проблема воды находится под его контролем.
Однако «борьба» бывшего губернатора за чистую воду длилась недолго. Срок действия лицензии «БАМО Метал» истек 5 октября 2012 года. А 17 декабря того же года Сурик Хачатрян купил у Арарата Везиряна 51 процент акций ООО «Гехи Голд», 49 процентов акций принадлежат Вардану Барсегяну. Последний владел также 50 процентами акций компании «Лер-Экс», которая была продана Максиму Акопяну (остальные 50 процентов принадлежали Сурику Хачатряну). Сегодня «Гехи Голд» арендовала территорию, на которой компания «БАМО Метал» искала золото.
В ожидании таяния снегов
По словам руководителя общины Нор Астхаберд Сурика Теваняна, сегодня геологические изучения проводит только компания «Лер-Экс». «Гехи Голд» ждет, пока растают снега. Местность, где компания проводит разведку, не имеет названия, она расположена рядом с нахичеванской границей, а Нор Астхаберд находится в 30 километрах.

С.Теванян считает, что если месторождение начнут эксплуатировать, то в реку попадет большое количество хвостов, но поскольку на данный момент добычи нет, он не стал утверждать, что река загрязнена. Он также предположил, что «БАМО Метал» не продлила срок лицензии, поскольку не нашла в этом месте сырье. «Возможно, что если «Гехи Голд» тоже не найдет сырье, она тоже прекратит работу»,- отметил староста.
Руководитель общины будет против эксплуатации месторождения
Община Нор Астхаберд самая бедная, говорит Сурик Теванян. Население составляет 97 человек, имеется 67 хозяйств. В летние месяцы число жителей увеличивается. «У людей нет работы. Одно время работали ГЭС, сейчас эксплуатируются месторождения. Жизнь в селе потихоньку налаживается: провели водовод, благоустраивают дороги. То есть работа проводится. Но я против того, чтобы экологии причинялся вред. Река сперва протекает через нашу общину. Здесь живет моя семья, мы используем эту воду»,- говорит С.Теванян.
По его словам, сейчас угрозы пока нет, но если начнут добывать руду, то он будет бороться за сохранение природы. «Я буду бороться за экологию, и если начнут причинять вред природе, то я, наверное, войду в Союз зеленых»,- сказал наш собеседник.
Община подала в суд на «БАМО Метал»
Неделю назад руководство общины подало судебный иск против «БАМО Метал» с целью взыскания двухлетней задолженности. Сурик Теванян отметил, что компания два года не перечисляла общине плату за земли, долг составляет около 13 млн 700 тыс. драмов.
«Кажется, в 2010 году правительство приняло решение, которым земли областного значения были переданы общине в качестве государственной собственности. А долг «БАМО Метал» за эти земли составляет около 13 млн 700 тыс. драмов. Эта сумма должна быть перечислена в бюджет сельской администрации»,- пояснил руководитель общины. А компания «Гехи Голд» ежегодно выплачивает около 925 тыс. драмов.
Региону угрожает экологическая катастрофа
Несколько недель назад мы посетили общину Нор Астхаберд, поднялись до водосборника питьевой воды города Капана, по соседству с которым расположена пограничная воинская часть.

Водосборник, откуда вода поступает в трубопровод, расположен там, где протекающий с границы Нахичевана приток впадает в реку Гехи. И хотя обе реки берут начало с Зангезурского хребта, однако, по словам служащих там солдат, в теплую погоду заметно, что приток чище, чем сама река Гехи, у истока которой находится местность, где проводятся разведочные работы и работает техника. Новое потенциальное месторождение может стать настоящей катастрофой для тех, кто получает воду из этого бассейна.
По словам председателя капанской общественной организации «Стабильное развитие» Армена Парсаданяна, не надо быть специалистом, чтобы спрогнозировать экологические риски. 90 процентов питьевой воды Капана поставляется именно из находящегося здесь бассейна, сказал Парсаданян. Это единственный источник питьевой воды для города, следовательно открытие здесь месторождения станет настоящей экологической катастрофой для населения. «В этом месте недопустимо даже проведение разведочных работ, поскольку в ходе них повреждается также почвенный покров, являющийся природным фильтром для грунтовых и поверхностных вод. То есть в этом месте недопустимо проведение любых работ»,- отметил эколог. Он исключил и эксплуатацию месторождения и проведение разведочных работ, добавив следующее: «Жители Капана должны подняться на борьбу против этой инициативы, потому что у нас нет альтернативы».

Источник: lratvakan.com