Browse By

«Стирол»с лица земли .

Руководитель пресс-службы концерна «Стирол» Павел Брыков, в частности, предупредил о возможной утечке мононитрохлорбензола на территории старого казенного химического завода, входящего в структуру комбината. «Радиус минимального поражения, с учетом розы ветров, бассейнов рек, и акватории Азовского моря составит не менее трехсот километров», — говорится в экстренном заявлении пресс-службы «Стирола».
Мононитрохлорбензол (МНХБ) — кристаллическое растворимое вещество второго класса опасности, используемое в химической промышленности как прекурсор, и вызывающее при попадании внутрь организма поражение кроветворных органов, печени, и в небольшой дозе ведущее к летальному исходу.
В сентябре прошлого года «Стирол» и городские власти объявили о полном вывозе МНБХ на утилизацию в рамках государственной экологической программы. Речь тогда шла о 2,7 тысячи тонн опасного вещества, хранившихся в герметичных бочках. Однако отчитывавшиеся забыли о двух могильниках постройки 1989 года, где по самым скромным оценкам в «нефасованном» виде остались лежать еще минимум 450 тонн МНБХ, вкупе с ртутными соединениями, и отходами производства взрывчатки. Сами могильники с максимальным объемом почти 12 тысяч тонн появились в 1989 году после утечки МНБХ в почву, жертвами которой прямо в забое стали шахтеры и спасатели близлежащей шахты «Александр-Запад», что лишний раз говорит об опасности заражения.
«Наши могильники — это бетонированные резервуары, накрытые бетонной же «пробкой». Попадание снаряда в перекрытия и любое нарушение герметичности, которая и так под сомнением, опасно в первую очередь тем, что яд попадет в почву. Того количества, что там есть, действительно хватит для того, чтобы отравить грунтовые воды в большом радиусе», — пояснил «РГ» бывший начальник горловского департамента экологии Владимир Ющенко.
Иных экологических опасностей, по словам Ющенко, «Стирол» уже не несет: производство остановлено еще в мае в связи с нестабильной экономической и политической обстановкой, а имеющиеся запасы аммиака, азотной и серной кислот, селитры и карбида уже выработаны. Перекрыт и проходящий через Горловку аммиакопровод «Тольятти-Одесса», в котором, тем не менее, остался технический газ. Также до последних дней на «Стироле» находились остатки ранее произведенного тротила — около 15 тонн.
Впрочем, экологически опасных производств, находящихся в зоне боев или неподалеку от них на Донбассе, хватает. Всего на Донбассе 3809 потенциально опасных предприятий, из них около трех сотен — первой и второй категории опасности. К примеру, практически в зоне боев находится сегодня Донецкий казенный завод химико-технологических изделий, производящий различную взрывчатку и утилизирующий боеприпасы. Эта в полном смысле слова пороховая бочка расположена всего в 15 километрах от центра Донецка. Рядом находятся два коксо-химических завода — Донецкий и Авдеевский, аварийная остановка каждого из которых грозит выбросом ядовитого коксового газа и прорывом отстойников с технической водой, содержащей всю таблицу Менделеева. Завод в Авдеевке ранее уже был обстрелян, украинская армия нарушила энергоснабжение непрерывного производства, однако заводчанам удалось избежать аварии и провести остановку коксовых печей в штатном режиме.

Источник: www.rg.ru