Пешеходную зебру пора вносить в Красную книгу 2 .
Про центр
Последнее крупное ЧП с пешеходами, что произошло в выходные на 5-й линии Васильевского, всё это косвенно подтверждает. Напомним, автомобиль сбил маму с двумя детьми (один был в коляске), которая переходила улицу вне зоны пешеходного перехода. 4-5-я линии два года назад превратились в транзитную магистраль: поток машин возрос в десятки раз, и никто не позаботился о пешеходах, хотя они постоянно снуют туда-сюда через улицу, срезая расстояния благодаря проходным дворам. Идти к метро по Среднему проспекту – в толпе, в облаке выхлопов, огибая щиты с рекламой или срезать путь по двору – многие выбирают второе. А городские власти, зная, во что превратится улица, пока не откроют набережную Макарова, не нарисовали ни одной лишней «зебры», не поставили ограждения, не сделали ничего… Результат можно увидеть на Youtube.
«Зебра» в Петербурге имеет все шансы попасть в Красную книгу как исчезающее «животное». Читатель «МР» Александр Броверман прислал в редакцию два десятка фотографий — подборку мест, где пешеходный переход был раньше, но теперь ликвидирован. К примеру, это произошло на Дворцовой набережной после ремонта одноименного моста.
Всем знакома ситуация на Обводном канале у метро «Балтийская». Маршрутки и автобусы создают свой хаос, пешеходы – свой. Было принято решение убрать с пятачка хотя бы пешеходов, но созданный для них подземный переход оказался категорически неудобен: он в стороне от метро, он проходит площадь по хорде вместо того, чтобы соединить ее, например, с набережной у воды. То есть, чтобы попасть, например, на мост и перейти на другую сторону канала, придется и нырять в переход, и выстаивать перед светофором. Для «разовых» посетителей площади это, может, и пустяк. Но горожане теперь элементарно не могут пройти по набережной, так как тротуара на въезде-выезде с площади больше нет, и им приходится обходить ее по дуге и через этот пресловутый подземный переход, теряя до пяти минут.
Как рассказал когда-то в интервью «МР» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин, пешеходные переходы, светофоры и прочая требуется расставлять с учетом интересов наименее мобильных групп пешеходов. Инвалидов, стареньких бабушек и т.д. Люди так уж устроены, что обязательно попробуют переписать несправедливые, на их взгляд, правила, под себя. И пойдут мимо зебры, пытаясь остановить взглядом автомобильный поток, потому что кратчайшая дорога в магазин – именно здесь. «А я уже не в том возрасте, чтобы делать крюк в 500 метров, да еще по гололеду, — обязательно скажет такая бабуся. – Это чиновники, а не я, виноваты, что здесь нет светофора…»
Так что хаос на площади Балтийского вокзала никуда не денется. Он только увеличится, когда заселят квартал Шкапина-Розенштейна, а промзону на Обводном канале превратят в зону бизнес-центров. Потому что будут ежедневно находится десятки людей, не пользующихся неудобным переходом из принципа и скачущих через решетки.
«На мои запросы в ГУ ДОДД, вице-губернатору Марату Оганесяну, в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры мне отвечали однотипно: мол, количество пешеходных переходов является достаточным при выборе пешеходом оптимального маршрута движения. То есть потеря массы времени и сил на дополнительных переходах в ненужную сторону и большой крюк, вместо прямого прохода — это, получается, оптимально. Это издевательство, а не ответ, — пишет Александр Броверман. Ладно, маршрут по Обводному — это на любителя. А как же Коломна? По набережной реки Мойки, например, через улицу Глинки переходов нет, предлагают идти до ближайшего перехода более 150 метров в одну сторону. То же можно сказать про набережную Большой Невки от площади Ленина до ЦПКиО».
Фотогалерея
Про периферию
В нашем городе центр имеет четкие границы – благодаря рекам. В Москве, например, границей центра выступает третье транспортное кольцо. Но наши набережные тоже превращены в автострады, поэтому даже большие фанаты пеших прогулок на работу пешком не пойдут. Во многих американских городах районы отделены друг от друга восьмирядными магистралями, и город поделен на ломти так, что перебраться из одного дистрикта в другой можно только на машине или метро. Американцы уже поняли свою ошибку, поняли, что отдых горожан зависит в том числе от гуляния, от возможности дойти пешком докуда угодно. А им остается – или ехать в центр, где, конечно, сделаны пешеходные зоны, или кучковаться в своем районе. Мы же повторяем чужие просчеты.
Иногда оградки, препятствующие движению пешеходов, появляются в самых неожиданных местах.
Разумеется, все это делается ради безопасности самих же пешеходов. Ну не созрели еще горожане, чтобы признать: если у пешеходов будут более комфортные условия для передвижения, в городе, может, и автомобилистов станет поменьше. Скажем, построили на Васильевском через речку Смоленку пешеходный мост. Он упирается в улицу Одоевского, которая перегорожена разделительным барьером. Все правильно: машины там носятся как сумасшедшие. Делать проем в барьере и рисовать «зебру» слишком муторно, ставить светофор – тем более… К тому же, дорога там не прямая. В итоге мост почти не сократил дорогу до метро: путь по Одоевского идет по той же траектории, что путь по улице Беринга, до светофора, который уже на перекрестке с Наличной.
«Такое ощущение, — пишет наш читатель, — что заборы — личный бизнес кого-то из руководства города, иначе такое их количество везде, где можно и нельзя, объяснить сложно. Недавно в Московском районе на улице Гастелло вдруг поперёк улицы и перехода появился забор. На проспекте Юрия Гагарина у Южного рынка обещали сделать переход, чтобы люди не бегали между машинами, но недавно, подходя к месту «будущего перехода», я упёрся в забор, поставленный поперёк прохода. А на все мои письма и запросы отвечают: «Строительство тротуаров до 2015 года не предусмотрено». На улице Краснопутиловской, 38 появился забор посреди газона.
Практически непригодной для пешеходов стала чётная сторона Лермонтовского проспекта у домов 44, 50, 52, там ни снег не убрать, ни разойтись нормально, так как треть тротуара из-за забора теряется. Ещё один вопиющий случай: перекрёсток проспекта Стачек и Трамвайного, где из четырёх переходов оставлены только два! Перейти, не нарушив, невозможно. Ближайших переходов по проспекту Стачек нет, можно сделать крюк в полтора километра и обойти по улице Маршала Казакова 150 метров в каждую сторону. Ещё один такой же перекрёсток — Кубинской и Благодатной улиц: при строительстве ЗСД проход к ж/д станции Броневой убрали, сейчас сделали, но через подземный переход, переходы на перекрёстке: два из четырёх также перекрыли. И здесь перейти на нужный угол, не нарушив правила, невозможно. Получается, люди вынуждены ходить «змейкой», преодолевая перекрытые переходы «буквой П». Это те, кто не решается нарушить».
Отметим, что добиться восстановления «зебры» вообще мало кому удается. «Мы обращаемся с этими просьбами в разные инстанции, но там шлют нафиг, ссылаясь на ГОСТ, который имеет всего лишь рекомендательный характер, а не обязательный. По поводу того, что зебры должны располагаться на 300 метров друг от друга,» — рассказывают активисты «Красивого Петербурга». По нашим наблюдениям, добиться зебры могут только большие инициативные группы, вроде родительского комитета из ближайшей школы. Одиночкам же следует искать единомышленников.
Источник: www.mr7.ru