Browse By

В Екатеринбурге показали картину, пережившую три пожара и наводнение .

В 1887 году картина, написанная маслом по дереву, пережила, возможно, самое тяжкое испытание — перевод на холст, модную по тем временам процедуру, которую современные реставраторы называют варварской, с утратой красочного слоя и грунта. В 1908 году в княжеском имении Глубокое Псковской губернии, где находился шедевр, случился пожар. По свидетельству историков, 130 холстов чудом удалось вынести из огня.
После революции «Христос и Закхей» попали в Эрмитаж, а в 1936-м поступили в Свердловский художественный музей. Обгоревший, темный — сюжет практически не угадывался — холст хранился в подвале картинной галереи, пока в 1983-м его не затопило ливнями. Состояние картины из удручающего стало совсем плачевным — до дыр в холсте. Московские реставраторы, приехавшие в Свердловск спасать то, что можно спасти, законсервировали разрушающееся полотно. И только через 23 года его отправили во Всероссийский реставрационный центр имени Грабаря.
В Москве живописный памятник подстерегали новые напасти. Первый пожар в 2006-м практически не затронул мастерскую, где работали над картиной. В 2010-м, когда реставрация близилась к завершению, центр загорелся снова. На этот раз картина оказалась в эпицентре огня. От уничтожения ее спасла «перевязка» — проклейка несколькими слоями микалентной бумаги. В этот страшный вечер реставратор Андрей Гаврилин бесстрастно зафиксировал в дневнике: «Вынес картину своими руками, во дворе положил горизонтально…» (Ее размер, надо заметить, почти два на полтора метра.) Мастеру пришлось начинать работу заново: устранять деформации, укреплять красочный слой, удалять загрязнения…
И вот после девяти лет изгнания шедевр вернулся в Екатеринбург.
— Работ такого уровня в нашем регионе нет, — говорит искусствовед Ольга Горнунг. — Это прекрасная живопись конца XVI века.
«Слезь с дерева, Закхей!» — для каждого христианина это призыв к Богу. Страстно желавший увидеть Христа Закхей начальствовал над мытарями — сборщиками налогов, служившими оккупационным римским властям. Ненавидимый народом сребролюбец был мал ростом, потому ему пришлось карабкаться на смоковницу, чтобы разглядеть Христа, входящего в Иерихон. Иисус, поравнявшись с Закхеем, остановился и позвал его по имени, как друга, как давнего знакомого: «Сойди скорее, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя в доме… Ныне пришло спасение…»
Митрополит Антоний Сурожский рассказывал о Закхее: «Разве не все мы малые люди, затертые толпой и лишенные способности видеть? Разве не рискуем мы стать предметом насмешек в тех случаях, когда мы пытаемся стать выше, чем на самом деле, и оказаться лицом к лицу с Богом?»
Ученым предстоит разобраться не только в тонкостях толкования евангельского сюжета, но и установить автора картины. Считается, что он входит в круг нидерландского художника Руланта Саверея. Но есть и другие версии, насчет, скажем, Гиллиса ван Конинкслоо, которые проверят, исследуя полотно.

Источник: www.rg.ru