Browse By

Экологи бьют тревогу: выбросы от автотранспорта в Москве превышают 90% .

Специалисты из экологической партии «Зеленые» проанализировали текущее состояние воздуха в Москве, взяв за основу данные Мосэкомониторинга, Росстата и других источников, и пришли к выводу, что в мегаполисе всё очень плохо. Люди в столице постоянно живут в условиях «высокого» и «очень высокого» уровня загрязнения атмосферы. Данные своего анализа и пути решения проблемы экологи изложили в большом докладе.
Москва занимает второе место среди российских городов по абсолютным объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При этом 92,8% грязи попадает в воздух от автомобилей.
Только задумайтесь — десятая часть всех вредных выбросов страны оседает в столице. Атмосфера города каждый год получает более 1 млн. тонн ядовитых примесей.
При этом выхлопы двигателя содержат элементы первого и второго класса опасности.
— Только один автомобиль, стоящий в пробке в течение всего часа, выбрасывает в атмосферу 30 килограмм смесей различных газов (формальдегида, диоксида серы, азота и так далее), — рассказала «КП» один из авторов исследования, эколог Елена Гришина. — А таких машин в Москве больше двух миллионов.
По статистике, в одном кубометре столичного воздуха содержится около 6-7 миллиграммов вредных для здоровья веществ. Сильнее всего страдают дети — у них выше частота дыхания и особая чувствительность к загрязнению воздуха.
АПРЕЛЬ, МАЙ И СЕНТЯБРЬ — САМЫЕ ОПАСНЫЕ МЕСЯЦЫ
К сожалению, медицинская статистика лишний раз подтверждает всю опасность жизни в крупном мегаполисе.
— В Москве заболеваемость населения ишемической болезнью сердца, гипертонией, хроническим бронхитом, болезнями мочеполовой и эндокринной систем увеличивается из года в год, — рассказала Гришина. — Замечено прямое совпадение — люди начинают чаще хворать, если они вынуждены дышать грязным воздухом. Атмосфера же портится вслед за увеличением количества машин.
По мнению экологов, отдельная проблема связана с техногенной пылью. В безветренные дни — а таких бывает 30-40 в год — она просто висит в воздухе. Самые опасные месяцы: апрель, май и сентябрь. Ветра нет, воздух не прочищается, а как результат страдают аллергики и люди с заболеваниями легких.
Между тем, пыль в воздухе тоже берется не сама по себе. Спасибо надо сказать самим автомобилистам. Точнее, трем их категориям: дачникам, любителям парковаться на газонах и дальнобойщикам.
Главный источник пыли в воздухе — это обычная земля. Она попадает на асфальт с покрышек автомобилей.
Каждый раз, когда машина заезжает на траву, на грунт, на песок, к шинам прилипают частички земли. Летом они поднимаются в воздух с асфальта, а осенью и зимой превращаются в липкую грязь.
Хуже всего с вредными выбросами на юго-востоке, юге и востоке города, пришли к выводу экологи. Самый грязный воздух в районе у Кожуховских проездов (это район ТТК между метро «Автозаводская» и «Кожуховская»), в Бирюлеве, Марьине, на Пролетарском проспекте – там автоматические станции контроля загрязнения атмосферы фиксировали превышения норм чаще всего. Но не лучше ситуация и вдоль всех вылетных магистралей города, на кольцах – Бульварном, Садовом, Третьем и МКАД, крупных перекрестках и в центре, где нормальную циркуляцию воздуха сдерживают узкие улочки. Люди, живущие в этих районах, находятся в зоне повышенного риска.
НЕПРАВИЛЬНО СЧИТАЮТ?
Резонный вопрос: почему эксперты из Мосэкомониторинга обычно утверждают, что у нас все в порядке? Посмотреть на данные их станций наблюдения — превышений предельно допустимых концентраций грязи в воздухе не так уж много.
— Нынешняя система оценки загрязнения атмосферы недостаточно эффективна – государственный мониторинг не учитывает интенсивность автомобильного движения в момент измерения, — говорит Елена Гришина. — Ведь больше всего вредных выбросов выделяется в часы пик (в два раза больше, чем в остальное время). А официальные экологи берут пробы в 7 утра, 13, 19 часов и в 1 час ночи. Получается, мы не видим реальную картину происходящего.
Кроме того, по ее словам, тот же Мосэкомониторинг следит за концентрацией всего пяти веществ в атмосфере: оксида углерода, диоксида азота, оксида азота, озона и формальдегида. Между тем такие вредные компоненты как техногенная пыль, бензол, диоксид серы и десятки других веществ остаются неучтенными.
ВЫХОД — ОГРАНИЧИТЬ ДВИЖЕНИЕ
К сожалению, экологическая обстановка в Москве такая, что без радикальных мер не обойтись.
— Необходимо срочно принимать решительные шаги, — считает Елена Гришина. — В противном случае город – и особенно жилые кварталы около магистралей – станут просто непригодными для жизни, а гулять вдоль трасс можно будет только в респираторах.
— И что вы предлагаете? — вопрос «КП».
— Для начала надо ужесточить контроль за АЗС. До сих пор в городе можно купить бензин, который не укладывается ни в какие экологические классы. А потом вся гадость из топлива через выхлопную трубу попадает в атмосферу. Да и самим автовладельцам будет прок — поддельное горючее способно быстро вывести двигатель из строя. Одна заправка может закончится капремонтом мотора.
— Но паленый бензин — это скорее исключение. Его не так и много. Вряд ли один контроль за АЗС поможет радикально очистить воздух.
— Правильно, поэтому властям необходимо как-то ограничить количество транспорта в городе. Например, можно запретить машинам с карбюраторными двигателями (или просто низким экологическим классом) въезжать в пределы ТТК. Тогда хотя бы в центре останутся машины, у которых уровень вредных выбросов не такой большой.
— Вы представляете, какой крик поднимут автомобилисты?
— Давайте вспомним, кто в Москве больше всех ездит на старых машинах. Обычно это гастарбайтеры, которые пытаются работать таксистами. У них древние «Жигули», которые оставляют за собой шлейф черного дыма. Большинство же горожан давно пересело на более-менее новые машины.
— Какие еще предложения?
— На самом деле, можно попробовать сделать платный въезд в центр города (или какую-то его часть). Это сразу отсечет часть машин. В итоге, пробок станет меньше.
— Не слишком ли крутые меры?
— А как иначе? Ситуация близка к критической. Напомню, Москва на втором месте в стране по количеству грязи в воздухе. Если не придумать что-то радикальное, то машины нас буквально отравят. Ежегодно от болезней, которые так или иначе связаны с грязным воздухом, в Москве умирают 3-3,5 тысячи горожан.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Главное — убрать транзитный транспорт
Оказалось, транспортные эксперты лояльно относятся к теме платного въезда. Правда, для начала они советуют потренироваться на каком-то небольшом участке. К примеру, устроить эксперимент в Москва-Сити.
— Сделать платный въезд в деловой центр не так сложно — там единая управляющая компания, — заявил «КП» директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко. — То есть не будет конфликтов между разными хозяевами. Охватить весь центр гораздо сложнее. Единственный вариант, как сделать это, — поставить камеры. Зато количество машин сразу уменьшится на треть.
А за ними и вредные выбросы.
— Платный въезд в «Сити» — правильная идея, — заявил «КП» руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. — Можно ввести ограничения и в пределах Бульварного кольца. Тогда из центра уйдет весь транзит. А то многие водители с севера на юг едут не в объезд, а напрямик, через историческую часть. Но очень важно, чтобы сами горожане поддержали идею платного въезда.

 

 

Источник: www.kp.ru