Экологи предложили поручить эксплуатацию водозаборов в Северной Осетии единому центру .
31 августа 2015, 07:14
Группа экологов и общественных деятелей завершила серию рейдов на водозаборах Владикавказа и сельских районов Северной Осетии. Активисты уверены, что за работу объектов, на многих из которых нет охраны, и не ведется постоянный контроль качества воды, должна отвечать единая эксплуатационная организация.
Рейды по снабжающим питьевой водой предприятиям провели активисты Общественной палаты Северной Осетии и регионального отделения Всероссийского общества охраны природы. К этой работе они приступили после июньского массового отравления жителей Алагира некачественной питьевой водой.
Как установили участники рейдов, в настоящее время в Северной Осетии эксплуатируются 127 источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, обеспечивающих населенные пункты питьевой водой. В ходе полевых исследований было установлено, что 13 водозаборов не отвечают нормативным требованиям из-за отсутствия первого пояса зоны строгого режима, 114 не имеют ограждения, что позволяет проходить на их территорию посторонним лицам и животным.
Также, согласно заключению экологов и общественников, каптажные и одиночные водозаборы должным образом не охраняются. Практически повсеместно отсутствует соответствующее санитарным нормам апробирование подземных вод на химический состав.
По словам члена Общественной палаты, профессора СКГМИ Ивана Алборова, подземные воды Фиагдонского группового водозабора в связи с их недостаточной защищенностью от бактериального загрязнения нуждаются в водоподготовке, а сами сооружения — в периодической санитарной обработке.
«Предстоит разработать проекты зон санитарной охраны на все водозаборы, оборудовать приборами контроля и учета водозаборные скважины, разработать программу производственного контроля качества воды на каждый водозабор. Необходимо также провести обязательные работы по неэксплуатируемым скважинным источникам водоснабжения для их ликвидации, консервации или переводу в наблюдательные скважины, завести на каждом водозаборе журнал учета качества воды, ввести системную запись показателей по всем контролируемым бактериологическим и химическим факторам», — отметил он.
Алборов также обратил внимание на то, что в течение продолжительного периода на рудниках Садонского свинцово-цинкового комбината скопились значительные объемы отходов добычи и переработки руд, размещаемых на полигонах, расположенных на террасных участках пойменных зон Фиагдона и Ардона. По его мнению, по рекам тяжелые металлы могут попадать в водозаборы.
Как заключили организаторы рейда, в настоящее время в каждом районе республики есть предприятия, которые занимаются поставкой питьевой воды. Чтобы устранить выявленные на них недостатки, проверяющие предложили создать единую организацию, отвечающую за эксплуатацию водозаборов.
Энергетик заявил о необходимости устанавливать на водозаборах дорогостоящую автоматику
При нынешней системе добычи ресурсов и их распределении достаточно трудно будет создать единую эксплуатационную организацию, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» приглашенный в качестве эксперта инженер–электрик Сергей Кабисов, работающий в крупной энергетической компании. По его мнению, при формировании такой организации нужно будет принимать серьезные технические решения, связанные с большими затратами.
«Если есть больше сотни водозаборов, и все они на приличном расстоянии друг друга, то в обязательном порядке нужно создавать единую диспетчерскую станцию, прокладывать каналы связи, запускать линии бесперебойного электроснабжения. Много нужно будет делать и в области информационно-коммуникационных систем. Диспетчер, находящийся у пульта, должен в любое время дня и ночи знать, сколько воды поступает, к примеру, в Алагир по определенной трубе, какого она качества, какова концентрация хлора, прошла ли вода через станцию ультрафиолетовой очистки, и это должна быть информация в режиме реального времени», — подчеркнул специалист.
Создание единой организации исключительно за счет слияния или укрупнения действующих предприятий водоснабжения не приведет к желаемому результату без применения автоматизированных систем управления и полного контроля над процессом добычи воды и ее поставкой населению, убежден эксперт.
«В противном случае это будет лишь смена вывески без решения главного вопроса – обеспечения качества воды», — заключил он.
Жители связывают ухудшение качества воды со стихийными свалками и таянием старых ледников
В селении Ольгинском Правобережного района, где проживают около трех тысяч человек, проблема водоснабжения является наиболее острой, о чем исполняющему обязанности главы республики Тамерлану Агузарову во время личного приема граждан несколько дней назад сообщила местная жительница Элина Газданова. По ее словам, водопроводная сеть, созданная более 50 лет назад, нуждается в капитальном ремонте: трубы пришли в ветхое состояние, и протекающая по ним вода «непригодна для питья».
«Как таковой, официальной свалки в селении нет, и на протяжении длительного времени бытовые отходы вывозятся на окраину села. После дождей все, что накапливается на поверхности земли на стихийной свалке, без каких-либо препятствий проникает в почву. Если учесть, что вода подается в село за счет артезианских скважин, в любом случае посторонние вещества попадают в колодец», — отметила она.
Местный житель Герман Тибилов выразил недоумение по поводу того, что водовод «Фаныкдон», который берет воду с горных источников Кобанского ущелья и доставляет ее в села Правобережного района, «почему-то обошел стороной селение Ольгинское».
«Трудно понять, чем руководствовались проектировщики, но нет никакой логики в том, что наше село так и не попало в эту линию. Селения Зильги, Батако, Заманкул, куда идет чистая вода с гор, находятся на одной с нами площадке. У нас стоят старые насосы, которые качают воду из артезианских скважин, и они потребляют много энергии — так или иначе их придется менять», — пояснил он.
22 августа окончательно разрешилась ситуация, связанная с устойчивым водоснабжением «Молодежного поселка», расположенного на окраине селения Гизель Пригородного района. Люди, проживающие в домах коттеджного типа, собрали 25 тысяч рублей и приобрели в Краснодаре новые трубы.
После их доставки, установки и подключения к магистрали давление в сети нормализовалось, и сегодня нареканий со стороны жителей по поводу напора и регулярности подачи воды нет, сообщил заместитель руководителя унитарного предприятия «Эксплуатация групповых водопроводов» Михаил Фидаров.
В то же время с 13 августа не функционирует детский санаторий, расположенный в поселке Верхний Фиагдон. Прием детей с аллергическими заболеваниями и заболеваниями дыхательной системы прекращен, хотя медперсонал находится на своих рабочих местах. По словам главного врача Руслана Дзампаева, причина остановки работы в том, что в разводящей сети некачественная вода, и контролирующими службами принято решение о временном приостановлении деятельности санатория.
«Для персонала санатория здоровье детей превыше всего. Есть угроза инфекции, и поэтому принято необходимое в таком случае решение. Пока трудно сказать, на какой период закрыт санаторий, в котором так заинтересованы врачи, дети и их родители», — отметил он.
Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» глава поселка Верхний Фиагдон Валерий Гуриев, в населенном пункте впервые наблюдается ситуация, когда в систему попала некачественная питьевая вода. По его словам, «тревожные признаки нахождения в воде посторонних веществ появились два месяца назад».
Собеседник отметил, что на протяжении более чем 40 лет в поселок и расположенные рядом шесть небольших сел подавалась вода, которая образуется в результате таяния ледников на высоте 3100 метров. Ссылаясь на последнее обследование ледников, проведенное в середине июля, он пояснил, что в результате жаркой погоды начали подтаивать другие, ранее образованные ледники.
«За период наблюдений ранее образованные ледники таяли не с такой интенсивностью и фактически не влияли на потоки воды. Но в результате климатических и природных изменений и смещений грунтов в источники водоснабжения начала попадать грязь. В селении Лац, что недалеко от Фиагдона, приступили к замене водопроводных труб. Местных жителей предупредили о том, что можно использовать воду только после кипячения», — рассказал Гуриев, добавив, что ежедневно между селами курсирует автоцистерна с чистой питьевой водой.
Автор:Дмитрий Тамерланов; источник:корреспондент «Кавказского узла»
Источник: kavkaz-uzel.ru