Игорь Зунтов. Фото: Алексей Совертков/ «Русская планета» .
30 июля 2015 года в микрорайоне Акатово города Балашиха произошла авария. Прорвало коллектор, находящийся в ведении ООО «Водоканал». Река Пехорка и ее приток Чернавка оказались загрязнены нечистотами. О том, как сегодня обстоят дела на месте экологической катастрофы, «Русской планете» рассказал Игорь Зунтов, ответственный секретарь рабочей группы по контролю за исполнением мер, направленных на устранение причин и последствий аварийной ситуации, президент МРОО «Национальный экологический порядок».
— После аварии был взят анализ воды из реки Пехорки, показавший, что концентрация вредных веществ существенно превышает предельно допустимую. Значит, в реку осуществлялись несанкционированные сбросы. Уже нашли нарушителей?
— После аварии 13 августа 2015 года прошло заседание круглого стола, и на нем была создана рабочая группа, которая будет заниматься окончательным выявлением виновных. Естественно, нарушителей ищут компетентные органы. Однако рабочая группа, будучи организацией, защищающей интересы общественности, будет дополнительно следить за ситуацией. На сегодняшний день на месте аварии сложилась достаточно тяжелая ситуация — там просто выкопан огромный котлован, которая заполнен фекалиями. Сверху проложили временный коллектор, но это не решает проблему, потому что нагрузка на него превышена минимум в два раза. Это как если взять пластиковую бутылку определенного объема и попытаться уместить в ней больше запланированного. Что произойдет? Сначала бутылка будет раздуваться, а потом просто лопнет. То же самое происходит и с трубой коллектора. Если в Балашихе 20 лет назад проживали 135 тысяч человек, то сейчас, только по официальным данным, население выросло до 270 тысяч. Соответственно, количество сточных вод и отходов увеличилось в два раза. Кроме того, надо учитывать, что предприятий тоже не становится меньше. А в Акатово за 20 лет были построены только очистные сооружения, что позволило снять нагрузку всего лишь в 40 тысяч кубов.
— Куда же идут отходы, которые не могут переработать очистные сооружения в Акатово?
— Все стекает в старые очистные сооружения Водоканала, в старый коллектор, который должен был отдавать стоки на обработку в Москву, в Мосводоканал. Коллектор уже прогнил, да и его пропускной способности не хватает для полноценной работы. Для решения проблемы следует поставить новые очистные сооружения или увеличить мощность существующих, тогда и в аварийный коллектор сбрасываться ничего не будет.
— То есть дешевле построить новые очистные сооружения, чем заменить существующий коллектор?
— Строительство очистных сооружений принесет Балашихе и другие плюсы: будут созданы новые рабочие места, соответственно, увеличится налогооблагаемая база, и весь бизнес этого плана остается в городе. Таким образом город получит дополнительные средства, которые сможет потратить на реконструкцию и ремонт этого коллектора. И тогда не надо будет выпрашивать деньги у губернатора Московской области. Кстати говоря, на устранение последствий этой аварии выделено 150 миллионов рублей. В Подмосковье 76 районов, и если представить, что только в половине из них произойдет подобная авария… Получается, огромная сумма будет потрачена только на ликвидацию последствий аварий, а вовсе не на решение проблемы.
— Уже существует информация, какой ущерб экологии нанесла эта авария и сколько средств потребуется на ремонт коллектора?
Очистные сооружения Москвы, построенные еще 70-х годах. Фото: Антон Белицкий/ТАСС
— Если ориентироваться на те 150 миллионов рублей, которые пообещали выделить на устранение аварии, то это только предварительная сумма, окончательно ущерб может быть подсчитан только после окончания следствия. Сейчас определяется, какой урон нанесла эта авария, а потом уже можно будет подсчитать, сколько нужно средств на ликвидацию последствий. Думаю, что может потребоваться гораздо больше 150 миллионов. А чтобы проложить новый коллектор, который сможет удовлетворить растущие нужды города, потребуется не меньше 6 миллиардов рублей. Это лишь приблизительный подсчет, для более точного определения стоимости нужно делать проект. Я отправлял губернатору Московской области Андрею Юрьевичу Воробьеву письмо с предложениями будущей программы.
— Было принято решение о включении реки Пехорка в природоохранные мероприятия по экологической реабилитации. В рамках этих мероприятий запланировано провести расчистку русла, укрепление береговой линии, очистку от донных отложений. Было ли что-нибудь сделано?
— Ничего не сделали. Проложили только несколько метров трубы и поставили два насоса — на тот случай, если уровень сбрасываемых отходов превысит допустимый. Эти насосы должны откачивать нечистоты и по дополнительной трубе перебрасывать их в тот же коллектор, только ниже на 1000 метров. И нет никакой гарантии, что этот же коллектор не прорвет в другом месте.
— То есть по-настоящему решать эту проблему никто не собирается?
— Судя по подходу Водоканала Балашихи, который несет ответственность и за аварию, и за ее ликвидацию, по моему мнению, они халатно и поверхностно подходят к делу, потому что заваривать дырки и ставить хомуты — это несерьезно, коллектор прогнил на большом протяжении. То, что сделали руководители Водоканала, это не решение вопроса. Может быть, они таким способом хотят выбить средства на капитальный ремонт коллектора у администрации области и губернатора. Они, конечно, освоят эти деньги, что-то отремонтируют, но не поменяют всю трубу.
— Вы можете повлиять на эту ситуацию?
— «Национальный экологический порядок» — это общественная организация, и мы пытаемся влиять на мнение чиновников. В разных городах ситуация различается: в Ленинском районе мы дальше продвинулись, а вот в Балашихе нас, кажется, не слышат. Понятно, что проблем в каждом районе много, но нужно вносить предложения, как выйти из той или иной ситуации: где взять деньги, каким образом их аккумулировать, куда их направить, в том числе можно обсуждать и предложения инвесторов. Это помогло бы перераспределить финансовые потоки. А местный бюджет распределяют на те нужды, которые администрация города считает приоритетными. Однако в случае аварии мы латаем дыры, а не решаем проблему основательно.
— Планируется ли постройка дополнительных водоочистных сооружений и улучшение коллектора?
— У Водоканала таких денег нет, но «Национальный экологический порядок» предложил программу по привлечению инвесторов. Суть ее в том, чтобы дать возможность застройщикам возводить не только районы, но и очистные сооружения. Мешают такому подходу проблемы обременения, которое накладывается на инвесторов при застройке. Что у нас происходит: инвестор просит о выделении технических условий — и ему выдают разрешение, инвестор оплачивает эксплуатацию. Но реальные технические возможности уже и так превышены! Разумнее было бы потратить деньги на постройку дополнительных очистных сооружений. Поэтому инвесторам, которые готовы и умеют строить очистные сооружения, нужно давать зеленую улицу, чтобы они снижали нагрузку на уже существующую городскую канализацию.
— Сегодня есть инвесторы, которые готовы строить очистные сооружения?
— Уже есть опыт строительства очистных сооружений среди инвесторов, они готовы продолжать заниматься этим делом. Российские специалисты владеют технологиями, которые используются на Западе, в частности в Германии.
— Наверняка произошедшая ситуация в Балашихе — это не единичный случай. Как часто случаются экологические аварии в Подмосковье?
— Достаточно часто. Например, зимой трубы прорывает каждый день. Однако если говорить об аварии такого масштаба, как в Балашихе, то, конечно, немного. Но все равно пора принимать меры, ведь на сто маленьких аварий обязательно произойдет крупная.
— В связи с аварией в Акатово были проведены проверки по остальным городам Подмосковья?
— Я знаю, что в нескольких городах проверки были, но чисто поверхностные, по принципу доклада местных Водоканалов и администрации. А тщательный экологический аудит во всей области, во всех городах никто не проводил. По крайней мере, если они и были, то эти данные не опубликовали. У МРОО «Национальный экологический порядок» есть общественные приемные во многих городах, и жители рассказывают нам, что происходит на самом деле. Скажу, что ситуация по городам Подмосковья далеко не радужная.
— С Подмосковьем все ясно. А что происходит в Москве? Насколько мне известно, разработана концепция по улучшению экологии до 2030 года, планируется очищение воды и воздуха.
Слияние Москвы-реки с Пехоркой в районе Балашихи. Фото: wikipedia.org
— Что такое очищение воздуха? Для этого надо обязать все предприятия поставить мощные современные фильтры. Нужно закупать машины с хорошими катализаторами, запретить эксплуатацию общественного транспорта на бензине и организовать автопарк, работающий на газе. Следует произвести очистку всех прудов и парков. Мэр Москвы Сергей Собянин очень много делает в этом направлении, и он не останавливается на достигнутом. Я лично знаю руководителей Мосприроды, эта организация творчески подходит к своей работе. Сейчас готовится постановление о том, чтобы инвесторам давали восстанавливать парки с правом эксплуатации в течение 15 лет, чтобы отбить затраты на благоустройство. Собянин одобрил эту инициативу. Такое решение — большое подспорье для бюджета города. Думаю, что Подмосковью нужно взять этот подход на вооружение. Если привести в пример ту же Балашиху, то в этом городе, например, зеленые зоны очень сильно замусорены, там надо вкладывать немалые деньги, чтобы это все вычистить.
— А если сравнить экологию Москвы и экологию мегаполисов других стран, то на каком месте Москва по загрязненности сегодня?
— По интенсивности и нагрузке на экологию она, наверное, номер один. Я был в Токио в Японии, там машин не меньше, но японцы очень тщательно относятся ко всему, что связано с экологией, а воздух прозрачный настолько, что ощущение, будто ты на самом деле далеко за городом. Они тщательно занялись контролем экологии. Вычистили все речушки, пруды, установили фильтры на предприятиях и автомобилях.
— Почему же тогда никто ничего не предпринимает? Ведь все видят, что складывается весьма неблагоприятная ситуация.
— По одной простой причине: нет денег. Создалась какая-то монополия, которая не может решить свой собственный вопрос. Ситуация уже выходит за рамки, и администрации городов не в состоянии удержать ситуацию под контролем. По моему мнению, нужно организовывать круглый стол с инвесторами. Сегодня застройщикам не предлагают строить очистные сооружения для своих районов. Им выдают точку врезки в коллектор, который и так уже перегружен. И очистные сооружения Водоканала тоже не в состоянии переработать существующие объемы сточных вод. Но если брать в пример случай с балашихинским Водоканалом, то по договору акатовские очистные сооружения разгружают 40 тыс. кубов. Это не так много в общем объеме. Конечно, в случае аварии можно увеличить мощность, но есть ведь еще возможность достроить сооружения, чтобы перерабатывался весь необходимый объем. По-хорошему, к делу нужно подходить так: взять генеральный план города, определить, сколько нужно очистных сооружений, распределить зону ответственности, выделить землю. Но на это нужна политическая воля. Было бы желание, все бы уже сделали. Далее в рубрикеГенпрокуратура проверит Альфреда Коха на экстремизм
Оскорбления в адрес РПЦ и реверансы в сторону Степана Бандеры сослужили дурную службу банальному жулику
Источник: rusplt.ru