«Молодость»: с высоты майянского вулкана .
За «Скифского оленя» боролись 14 полнометражных, 21 студенческий и 17 короткометражных фильмов Дмитрий Десятерик6 ноября, 2015 — 11:02
Твіт
ОРГАНИЗАТОРЫ КИНОФОРУМА ПРИДАЛИ ЦЕРЕМОНИИ ЗАКРЫТИЯ ЛЕГКИЙ РЕТРОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ ОТТЕНОК
Невзирая на все кризисы, фестиваль «Молодость» продолжает работать как более-менее налаженный механизм. В этом году были задержки показов, несколько отмен или переносов сеансов, но учитывая социальный и экономический контекст, эти неприятные моменты вряд ли можно считать значительными.
Главной импрезой первых дней стала, безусловно, премьера нового фильма ведущего украинского режиссера Сергея Лозницы «Событие» («День» уже писал о самом фильме и публиковал интервью с Сергеем Владимировичем 27 и 29 октября соответственно). Все было в полном соответствии с форматом серьезного международного форума: режиссер привез новую работу (которая всего за полтора месяца до того имела мировую премьеру в Венеции; в Восточной Европе «Событие» еще никто не видел), дал пресс-конференцию и массу интервью, провел два чрезвычайно содержательных мастер-класса. Именно благодаря таким фестивальным визитам больше всего чувствуется вовлеченность в мировой кинопроцесс. Еще одно важное мероприятие — представление международного документального проекта при участии Украины «З.О.С.» (русская аббревиатура, означающая «Заключенный Олег Сенцов», режиссер Аскольд Куров, при участии Андрея Литвиненко, Россия — Украина— Эстония) — полнометражный фильм о процессе Олега Сенцова будет завершен в начале следующего года.
Если же говорить о программах в целом, то необходимое разнообразие вполне было соблюдено. Например, за «Скифского оленя» боролись 14 полнометражных, 21 студенческий и 17 короткометражных фильмов. Украинские ленты участвовали во всех трех категориях, правда, без особого успеха; но здесь уже остается надеяться на диалектический закон перехода количества в качество.
Важнее, что (и это уже не первый год) и конкурс, и внеконкурсный репертуар были одинаково интересны. Это достигается тем, что в борьбу за «Скифских оленей» отборщики фестиваля берут полнометражные дебюты, добившиеся определенного успеха в форумах класса «А» — Венеции, Каннах, Берлине, Локарно. Даже самые успешные дебютанты ценят внимание, нуждаются в поощрении и среде общения — и все это «Молодость» так или иначе дает, к тому же и украинская публика благодаря подобному подходу видит такие картины, которые еще очень и очень нескоро попадут в интернет или в прокат.
Среди внеконкурсных программ ажиотаж, конечно, вызвал «Фестиваль фестивалей». Здесь показали и обладателя «Золотой пальмовой ветви» нынешних Канн — «Дипан» Жака Одияра (Франция), и призера за лучшую режиссуру на нынешнем Берлинале румынский «Браво!» (Раду Жуде), и отмеченную Гран-при жюри и призом зрительских симпатий на американском форуме независимого кино в Санденсе «Я, Эрл и умирающая» Альфонсо Гомеcа-Рехона (США), и волнующую мелодраму «Мустанг» Дениз Гамзе Эргювен (Франция — Германия — Турция — Катар, награда Europa Cinemas Label в «Двухнедельнике режиссеров» в Каннах) о борьбе молодых девушек за собственное достоинство в патриархальной семье. Самым большим подарком для кинокритиков и киноэстетов стало новое произведение шведского патриарха Роя Андерссона «Сидел голубь на ветке, раздумывая о бытии» («Золотой лев» Венецианского МКФ в 2014 году) — наверное, самая причудливая трагикомедия из всех снимавшихся в Европе за последнее десятилетие, принципиальное, но и сочувственное исследование человеческой природы.
***
Что же касается полнометражного конкурса, то здесь была своя интрига, разрешившаяся, впрочем, довольно неожиданно: первенством израильской «Принцессы» (режиссер — Тали Шалом-Эзер) — ничем не выдающейся молодежной мелодрамы, которой щедрое главное жюри отдало Гран-при и премию на сумму $10000. «Принцесса» — это история о переходном возрасте, который сваливается на девочку-подростка. При более-менее вменяемой работе актеров сценарные повороты выглядят банально, а режиссура как будто поражена анемией. Но, возможно, жюри просто идентифицировало это как уникальность авторского стиля — кто знает.
Настоящую энергию в конкурс внесли три фильма: «Спящий гигант» (Канада, режиссер Эндрю Чивидино), «Пикадеро» (Бен Шеррок, Великобритания — Испания) и «Ишканул» (Хайро Бустаманте, Гватемала — Франция).
«Спящий гигант» начинается как типичная история подростковой дружбы. Старшеклассник Адам проводит летние каникулы со своими родителями на озере. Его рутинные будни заканчиваются, когда он знакомится с местными дебоширами Райли и Нейтом. В какое-то мгновение довольно предсказуемый сюжет вдруг ломается и резко «взрослеет», превращаясь в полноценную психологическую драму, в которой сквозь поверхность общего приличия прорываются прямо-таки убийственные страсти, которые, впрочем, Чивидино хорошо балансирует в развитии драматургии.
ПАТРІАРХИ МНОГОЛЕТНИЙ ДИРЕКТОР «МОЛОДОСТІ» АНДРЕЙ ХАЛПАХЧИ И ГЛАВА ЖЮРИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА РОМАН БАЛАЯН
Однако приз за лучший фильм полнометражного конкурса все же получили «Пикадеро» и «Ишканул». Объективно они и были лучшими картинами конкурса, так что могли бы разделить и Гран-при.
«Пикадеро» — комедия в декорациях посткризисной Европы. Режиссеру Бену Шерроку удалось сделать на социальном материале легкий, смешной и в то же время тонкий, лирический фильм. Главные герои — стажер на фабрике и безработная девушка — из-за экономического кризиса, охватившего Испанию, не могут наладить интимные отношения, потому что вынуждены жить в домах своих родителей. Не имея денег на отель, они ищут для секса общественные места, которые называются пикадеро — какие-то смотровые площадки, старые парковки, новостройки и еще невесть что. Сами эти поиски порождают массу смешных ситуаций. Режиссер явно хорошо учился у культового финского кинематографиста Аки Каурисмяки: у него тоже актеры играют с полной невозмутимостью, в том числе и оказываясь в неудобных положениях — из-за чего комический эффект ощутимо усиливается. С героев смеешься и им сопереживаешь с равной силой, а талант автора проявляется в том, насколько точно он выписал для в целом ироничного фильма мягкую, лирическую развязку — такое сочетание является безусловным признаком мастерства.
«Вулкан Ишканул» был двойным дебютом: во-первых, Гватемала раньше не принимала участия в «Молодости» (так же, как и в Берлинале в начале этого года, где этот фильм получил приз имени Альфреда Бауэра), а во-вторых, для 38-летнего Хайро Бустаманте это первый полный метр.
Герои — крестьяне, индейцы майя. Зарабатывают сбором кофе на плантации; труд не из легких. Рядом — действующий вулкан, который нужно задабривать молитвами и жертвоприношением. На кукурузном поле ничего не посеешь и не соберешь, потому что там множество змей. Бедность — ужасающая. Всем заправляет хозяин плантации, который может оставить целую семью без еды и жилья. Чиновникам из города начхать. Единственный способ устроиться — бежать нелегалом в США или отдать дочь Марию за босса. Фильм, собственно, и начинается сценой, когда на обеде по случаю помолвки все обсуждают героиню как товар.
Бустаманте не поддался соблазну устроить аттракцион фольклорной или пейзажной экзотики (тот же вулкан никогда не появляется в кадре полностью). Для него главное — рассказать историю. Все актеры — органичны и выразительны, все природные красоты, равно как и городские интерьеры, уместны как среда героев, по-разному подчеркивают их бесправность, но и волю к жизни тоже. Избежал Бустаманте и другой опасности: выдумать сказку о Золушке или чернуху об обесчещенной простолюдинке. Прошел посредине, нигде не переборщил. Мария жертвует собой — не вулкану, а семье, и жертва оказывается довольно большой — чтобы хоть что-то поменялось к лучшему, однако визуально роскошный финал все равно преисполнен скрытой печали. «Ишканул» — не побрякушка «поэтического кино», а честная и выдержанная по форме социальная драма. Бустаманте сделал больше, чем просто хороший фильм. Он дал голос своему народу. Вывел поэтику не из шаманских обрядов и потешных туземцев, а из будничного героизма этих людей; потому и все призы, полученные за этот год, безусловно, заслужил.
***
Бывали у «Молодости» и более удачные годы, бывали и худшие. Но то, что этот фестиваль, что бы ни случилось, функционирует и безотказно каждый год снабжает нас хорошим кино — само по себе чудо.
Хотелось бы, чтобы то же стало происходить с украинской киноиндустрией.Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»Рубрика: КультураГазета: №202, (2015)
Твіт
Источник: www.day.kiev.ua