Фильм «Землетрясение»: мы хотим напомнить о сопереживании горю .
МОСКВА, 6 ноя — РИА Новости. Рация разрывается от количества переговоров. За 15 минут голова покрывается пылью и пеплом, дым от горящих в бочках дров въедается в одежду. На 50 тысячах квадратных метров горы битого бетона, торчащие арматуры, вокруг полуразрушенные дома с зияющими проломами, в которых виднеется легко узнаваемое убранство квартир советской эпохи: ковры на стенах, типовые шкафы, низкие кресла на трапециевидных ножках. На развалинах перед домом нутром наружу «разложилось» фортепиано, рядом кукла-неваляшка.
На руинах одного из заводов в Москве режиссер Сарик Андреасян снимает художественный фильм «Землетрясение» об одном из самых страшных природных катаклизмов, произошедших на территории СССР, — землетрясении в Армении 1988 года.
На фоне природной катастрофы разворачивается история двух героев — 45-летнего Константин Бережного и 20-летнего Роберта Мелконяна. Судьба сталкивает их не впервые — много лет назад в автокатастрофе по вине Бережного погибли родители Роберта. Константин провел несколько лет в тюрьме, а маленького Роберта приютили родственники. По странному стечению обстоятельств Бережной возвращается к своей семье в день страшного землетрясения: его ждут жена, дочь, сын и Роберт, который так и не простил ему гибели своих родителей.
7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по местному времени в Армении произошло катастрофическое землетрясение. Серия подземных толчков за 30 секунд практически уничтожила город Спитак и нанесла сильнейшие разрушения городам Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (ныне Ванадзор) и Степанаван. Всего от стихии пострадал 21 город, а также 350 сел (из которых 58 были полностью разрушены). В результате землетрясения, по официальным данным, погибло 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, а 514 тысяч человек лишились крова.
Съемки фильма, который создатели планируют выдвинуть на премию «Оскар» от Армении, начались в октябре, что по погодным условиям как раз соответствует тому, как это было в те дни, рассказывает художник-постановщик картины Давид Дадунашвили.
«Нам нужна была пасмурная картинка, в реальности снег пошел через неделю после землетрясения и было достаточно холодно», — говорит Дадунашвили.
Подготовка к съемкам была очень серьезной, кропотливой.
«Смотрели большое количество материала, иллюстрации, фотографии, рассказы жителей Гюмри (Ленинакан). Но также есть и много историй без иллюстраций, и ты начинаешь их представлять, а далее — воплощать. Тем не менее мы стараемся привязываться к документальной стороне, нежели что-то придумывать, чего не существовало, чтобы было максимально реалистично», — рассказывает художник-постановщик.
Найдя место для съемок, бригады художников и монтажников принялись за постройку декораций, которая заняла больше месяца.
«Здесь было огромное количество народа, тяжелой техники. Сначала пришлось убрать горы мусора, расчистить, сделать улицы. Потом завозился материал. Использовались тысячи тонн различного стройматериала», — добавляет Дадунашвили.
«Бутафорское убранство квартир полностью совпадает с тем, как это было в момент катастрофы, — мы нашли пятиэтажки в Москве, идущие под снос, в которых выехавшие жильцы оставили свой скарб. Везде была набита эта мебель. Был СССР, и вся мебель была одинаковая — «стенка», ковер на стене, люстры. На площадку к нам приехало пять грузовиков такого добра — начиная от мебели и заканчивая игрушками и самыми мелкими штрихами», — рассказывает небольшие секреты профессии художник-постановщик.
«Я в то время жил в Тбилиси и само землетрясение прочувствовал — как это страшно, как все качается, какие это вызывает эмоции у людей, состояние. Эта тема мне была близка, у друзей погибли родственники в Армении», — говорит Дадунашвили.
О том, что картина будет тяжелой для зрителя, догадаться не сложно. Но, по мнению артиста Константина Лавроненко, исполняющего главную роль, в этом и смысл напоминания о той трагедии.
«То, как мы сейчас движемся, как мы сейчас ощущаем, мне кажется, без валидола людям смотреть будет сложно, это будет очень тяжелая картина. Но, наверное, только так и нужно, иначе зачем это вспоминать», — считает Лавроненко, единственный российский актер-обладатель приза Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.
«Такие фильмы — они особенно трудны и сложны, так как эта рана до сих пор жива, в первую очередь для армян. Если человек берется за это, то он понимает меру ответственности и как художник, и какой мужественный шаг делает как человек. Потому что здесь пронзительность, искренность, должна быть максимальной, так как это та вещь, на которой невозможно спекулировать», — рассказывает актер о съемках.
Будущая картина, по мнению Лавроненко, может стать для зрителя напоминанием не только о катастрофе, но и о том, что такое сострадание.
«Мы перестали чувствовать, сопереживать чужому горю. Хочется, чтобы люди вспомнили эту трагедию. Боли в сегодняшнем дне очень много, и мы поняли, что уметь не терять сопереживание — это достоинство человека», — говорит актер.
Источник: ria.ru