Browse By

Цунами академика Сахарова .

 
В 1950-е годы в СССР планировали обрушить на Америку гигантское цунами
 
Мало кому известно, что в 1950-е годы в Советском Союзе планировали затопить береговые города Америки — с помощью искусственного цунами.
 

 
Гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис. Волна достигает крыш небоскребов. Она намного выше, чем в фильме «Послезавтра» («The Day After Tomorrow»). Другая волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенный Хьюстон, Новый Орлеан, Пенсаколу.
 
Все эти гигантские цунами должны были быть вызваны не подводным землетрясением и не падением огромных метеоритов, а серией глубоководных термоядерных взрывов мощностью по 100 Мт каждый. Смыть Америку с лица земли в 1952 году предложил Лаврентию Павловичу Берия 30-летний доктор наук Андрей Дмитриевич Сахаров. Именно тот самый академик-гуманист, сосланный в Горький после выступления против ввода советских войск в Афганистан. И звание академика в 1953 году он получил не в последнюю очередь, за этот проект.
 
Транспорт для ядерной бомбы
 
В августе 1949 года была испытана первая советская атомная бомба РДС-1. Через несколько месяцев советские военные изготовили несколько десятков бомб, получивших у разработчиков название «Татьяна», так как индекс изделия начинался с буквы «Т». При этом доставить «Татьяну» на территорию потенциального противника мог только туполевский бомбардировщик Ту-4 — почти точная копия устаревшей американской летающей крепости В-29.
 
Однако в 1952 году этот тихоходный, оснащенный поршневыми двигателями Ту-4 был легкой добычей американских реактивных истребителей типа F-86. А главное, долететь до территории США Ту-4 мог, лишь совершив промежуточную посадку на ледовом аэродроме на одном из северных островов, а то и на льдине у Северного полюса. При этом обратного билета у экипажа бомбардировщика не было. Если хватит топлива, то они должны были долететь до границы с Мексикой и выброситься с парашютом.
 
Правда, Туполев и Мясищев работали над созданием скоростных реактивных бомбардировщиков Ту-16 и МЗ, но и они могли добраться до цели лишь тем же способом, что и Ту-4. Сверхдальний же стратегический бомбардировщик Ту-95 Туполеву еще и не снился. Выходило, что ядерную бомбу изобрели и успешно испытали, а вот как применить ее в случае необходимости, представляли плохо.
 
А между тем «холодная война» была в самом разгаре. Американские газеты регулярно публиковали планы уничтожения ядерными бомбами десятков и сотен советских городов. Война могла начаться в любую минуту. Сотни американских стратегических бомбардировщиков В-36, В-50 и В-29 были дислоцированы на авиабазах в странах Западной Европы, в Турции, Пакистане и Японии. Десятки их круглосуточно патрулировали у границ Союза с ядерными бомбами на борту.

Рекомендуем: 
Главные новости: Россия вооружит Боливию
 
И вот молодой физик, участник создания ядерной и термоядерной бомбы, предлагает сверхоригинальный способ доставки термоядерного заряда на территорию потенциального противника.
 
Убийца городов
 
Андрей Сахаров предложил вооружить первую советскую атомную подводную лодку (АПЛ) проекта 627 огромным аппаратом калибра 1550 мм для суперторпеды Т-15 с термоядерным зарядом. А для самообороны оснастить ее также двумя торпедными аппаратами «нормального» калибра 533 мм. Суперторпеда по плану должна была нести термоядерную боевую часть мощностью до 100 Мт! Взрыв такой бомбы привел бы к образованию гигантского цунами и вмиг уничтожил бы не только береговые военно-морские базы противника, но и все, что находилось невдалеке от берега.
 
Проект этого грозного оружия, видимо, родился в голове Сахарова вскоре после 14 июля 1952 года. В этот день президент США Гарри Трумэн принял участие в грандиозном шоу — торжественной закладке первой в мире атомной подводной лодки «Наутилус». Внешне «Наутилус» повторял обводы обычных дизель-аккумуляторных американских подводных лодок времен Второй мировой войны. Вооружение его состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов.
 
Через семь недель после закладки «Наутилуса», 9 сентября 1952 года, Сталин подписал Постановление Совмина СССР о начале работ над «объектом 627». Любопытный момент: работы велись втайне от командования нашего ВМФ! Дело в том, что после войны Сталин был весьма невысокого мнения о моральном облике наших военачальников, знал об их болтливости, склонности к Бахусу. Но в отличие от 1937-1938 годов вождь не стал их сажать, а попросту перекрыл им доступ к разработкам новейших видов вооружения. Так, наши военные узнали о создании атомной и водородной бомб, баллистических ракет Р-1, Р-2 и Р-5, крылатой ракеты «Комета», комплекса ПВО Москвы «Беркут» лишь через несколько лет после начала работ над ними.
 
В июне 1954 года к постройке первой АПЛ приступили на заводе № 402 в городе Молотовске (с 1957 года — Северодвинск). Строительство корабля по условию режима секретности велось на специально созданной автономной верфи, которая занимала помещение цеха, строившегося перед войной для сборки башенных установок линкоров проекта 23. Одновременно в Обнинске создавался наземный прототип корабельной ядерной энергетической установки.
 
В то же время был спроектирован и даже изготовлен торпедный аппарат калибра 1550 мм. Масса боевой части торпеды (не путать с мощностью бомбы) составляла 4 тонны, а длина доходила до 8 метров. Вся же торпеда была 40-тонной и 24-метровой, занимая четверть (!) длины создаваемой субмарины. Мощные аккумуляторные батареи обеспечивали торпеде скорость хода до 29 узлов и дальность до 40 километров. При этом электрический двигатель торпеды, в отличие от обычного парогазового, обеспечивал существенно меньшую шумность.

Рекомендуем: 
Баллистический металлолом Пентагона: зачем США устроили шоу с ракетой в Калифорнии
 
Торпеда, ставшая миной
 
Сведения об этой секретнейшей разработке разгласил на заре перестройки сам Сахаров. Однако, говоря о тактике применения суперторпеды, академик слукавил. По его версии, подводная лодка должна была подойти на 40 км к ВМБ противника и выпустить по ней торпеду, которая должна была войти во внутреннюю бухту базы и взорваться. Но, поговорив с адмиралами, руководители проекта поняли, что при подобной тактике подводная лодка, скорее всего, была бы заведомо уничтожена на подходе к американской базе. Противолодочная оборона ВМФ США середины — конца 1950-х вряд ли пропустила бы вражескую подлодку в 50-километровую зону вокруг своей базы. Кроме того, входы в большинство американских военно-морских баз за много километров закрывали извилистые берега заливов, острова, мели. Даже в мирное время вход в базу прикрывают боновые заграждения. Так что и без системы ПЛО противника шансов попасть в причал у торпеды не было.
 
На самом деле тактика применения суперторпеды должна была быть совсем иной. Подводная лодка должна была скрытно выпустить торпеду на расстоянии от берега гораздо большем, чем 40 км. И не у входа в базу, а желательно подальше от оной. Суперторпеда должна была израсходовать всю энергию аккумуляторных батарей и лечь на грунт. В военное время далее включался часовой взрыватель, срабатывавший лишь тогда, когда лодка могла гарантированно уйти на безопасное расстояние. А в предвоенный период взрыватель торпеды мог долго (дни, недели) находиться в режиме ожидания радио или гидроакустического сигнала, по которому производился подрыв заряда.
 
Таким образом, суперторпеда, дойдя до заранее намеченной точки, становилась донной миной. Благодаря этой системе несколько АПЛ проекта 627 могли в предвоенный период скрытно разместить термоядерные заряды в нейтральных водах близ важнейших объектов противника.
 
Жестокость, поразившая военных
 
В июле 1954 года на ознакомление с проектом торпеды Т-15 впервые были допущены военные моряки — группа специалистов под руководством контр-адмирала А.Е. Орла. Узнав о сути затеи, моряки встали на дыбы. Было выдвинуто множество аргументов против торпеды Т-15. И, в конце концов, им удалось убедить Н.С. Хрущева отказаться от продолжения работ по столь фантастическому оружию. Основным аргументом стало мнение гидрографов и океанологов. Те дали заключение, что рельеф дна у восточного побережья США существенно ослабит энергию волны. Побережье Мексиканского залива, равно как и тихоокеанское побережье, вообще не рассматривалось.

Рекомендуем: 
Popular Mechanics: Российский огнемет «Шмель» вселяет ужас
 
Трагедия в Новом Орлеане показала, что наши ученые сильно ошиблись или, скорее всего, уступили давлению командования ВМФ. Ведь в советское время и гидрографы, и океанологи очень сильно финансово зависели от военных моряков. Не последнюю роль в принятии окончательного решения сыграла, видимо, «гуманность» советских военных. Те заметили академику Сахарову, что привыкли сражаться с противником в открытом бою и, что им сама по себе отвратительна идея о таком массовом убийстве. Ведь помимо военных от взрыва бомбы такой мощности неминуемо пострадали бы многие мирные люди. Так что о хранившейся на площадке одного из цехов завода в Молотовске торпеде Т-15 чудовищных размеров надолго забыли.
 
А вместо оснащения подлодки этой махиной предложили два альтернативных проекта. Согласно первому, АПЛ проекта 627 должна была быть перевооружена восемью носовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм, но для нее должна быть создана парогазовая торпеда Т-5 с ядерной боевой частью. Причем позже торпедами Т-5 могли быть оснащены и подводные лодки всех других проектов.
 
Согласно второму проекту (АПЛ П-627А на базе проекта 627), лодка должна была оснащаться одной мощной крылатой ракетой П-20, которая проектировалась в ОКБ-240 под руководством СВ. Ильюшина. П-20 летела в три раза быстрее звука и могла доставить спецчасть «изделие 46» на дальность 3000 км. Как шли работы над П-20, и почему она не была принята на вооружение — тема отдельного разговора.
 
Что же касается атомной торпеды Т-5, то ее боевая часть впервые была взорвана 21 сентября 1955 года на Новой Земле. 10 октября 1957 года на том же полигоне подводная лодка С-144 (проект 613) с дистанции 10 км выпустила торпеду Т-5 по группе кораблей-мишеней. Лодка сразу же для перестраховки ушла за каменный мыс. Взрыв произошел на глубине 35 м, отклонение от точки прицеливания составило 130 м. Тем не менее, ядерным взрывом было потоплено шесть кораблей-мишеней: два эсминца, два тральщика и две подводные лодки.
 
Финальный фейерверк
 
В заключение стоит сказать и о судьбе 100-мегатонной боевой части для торпеды Т-15. Эта боевая часть, позже получившая шифр «изделие 202», была изготовлена во второй половине 1950-х. Сначала предпринималась попытка использовать в качестве средства ее доставки турбореактивный бомбардировщик Ту-95. Но, увы, ничего из этого не вышло. В результате бомба мирно лежала на складе в Арзамасе-16, а приспособленный для ее несения бомбардировщик Т-95 был списан за ненадобностью и стоял на задворках аэродрома в городе Энгельсе в ожидании утилизации.
 
Но тут вмешался неутомимый Н.С. Хрущев, которому приспичило сделать подарок XXII съезду и заодно показать «кузькину мать» потенциальному противнику. В результате бомбу достали со склада, модернизировали, уменьшив ее мощность со 100 до 50мегатонн (мощность бомбы — вещь довольно условная, все зависит от способа подсчета). А 30 октября 1961года бомбардировщик Ту-95 с высоты 11,5 км сбросил 50-мегатонную бомбу в районе пролива Маточкин Шар на Новой Земле. Знаменитая «кузькина мать» стала самым мощным в истории человечества взрывом и одновременно последним аккордом несбывшегося проекта цунами академика Сахарова.
 
 
Александр Широкорад
 
 
 Комментировать \ Comments Окажи помощь военкорам команды News Front

Источник: news-front.info