Экологи «Зеленого патруля»: воздух мегаполиса стал чище .
Эксперты независимой экологической организации «Зеленый патруль» оценили эффект от модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода. Предприятие кардинально снизило воздействие на окружающую среду, констатировали они. Главным загрязнителем столицы является автотранспорт, а не промышленность, отметили эксперты.
Чем дышит Москва
На прошлой неделе эксперты «Зеленого патруля» посетили Московский НПЗ, чтобы ознакомиться с ходом экологических преобразований на предприятии.
Визит состоялся в рамках проекта «Чем дышит Москва», который экологи начали летом 2015 года. С тех пор эксперты «Зеленого патруля» взяли пробы воздуха во всех округах Москвы. Первые результаты масштабного исследования атмосферы всей столицы экологи обещают представить в конце декабря.
— Проект также предполагает исследование воздуха на территории около ста промышленных предприятий столицы. И Московский НПЗ пока единственный, кто откликнулся на просьбу экологов сделать замеры на его промышленной площадке, — сообщил председатель правления «Зеленого патруля» Андрей Нагибин.
Эксперты «Зеленого патруля» взяли пробы воздуха на Московском НПЗ с помощью собственного оборудования.
— Прибор оперативного контроля содержания сероводорода показал концентрацию этого газа на территории предприятия ниже допустимых значений, сказал директор природоохранных программ «Зеленого патруля» Роман Пукалов. — На заводе происходят кардинальные перемены. В первую очередь снижается уровень воздействия на окружающую среду.
В 2000-х годах объем жалоб по Московскому НПЗ был огромен, практически каждую неделю звонили из районов Люблино, Капотня, Марьино. Мы получали жалобы на запахи сероводорода, на удушливые запахи летучих органических соединений.
Жалоб стало меньше
В последние два-три года, по словам Романа Пукалова, количество таких жалоб существенно снизилось.
— А в Москве и Московской области живут наиболее активные граждане России. Любой запах, чуть только дымка пошла, тут же звонок, — отметил Андрей Нагибин.
Юрий Ерохин, начальник управления МНПЗ по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды, уточнил: — Программа модернизации, которую на заводе с 2010 года проводит компания «Газпром нефть», позволяет нам честно смотреть людям в глаза.
По итогам первого этапа модернизации предприятие снизило воздействие на окружающую среду более чем на 50 процентов. Чтобы этого добиться, были построены новые закрытые механические очистные сооружения, а старые, открытого типа, демонтированы. Завод реконструировал установку получения серы и демонтировал старую битумную установку. К концу 2015 года предприятие утилизирует все исторически накопленные нефтесодержащие отходы, которых насчитывалось более 350 000 тонн. Половина из них хранилась в так называемом буферном пруду.
Прощай, «Черное море»!
Роман Пукалов вспомнил, как в 1980-х годах, еще будучи студентом, он с товарищами пытался с помощью стремянки сфотографировать через забор завода этот пруд. Экологи называли его «Черное море».
«Вы нам его покажете?» — спросил он.
— Пруда давно нет, — улыбнулся Юрий Ерохин. — Сейчас это благоустроенная площадка, летом — как поле для гольфа.
В дальнейшем, по словам Ерохина, эта территория будет использована для развития предприятия, частично она уже задействована для строительства новых биологических очистных сооружений «Биосфера».
— Мы убедились в ликвидации отходов советского периода. Это один из немногих примеров решения проблемы накопленных отходов на крупном российском предприятии, — констатировал Андрей Нагибин.
Экологи также взяли пробы воздуха в соседнем с заводом районе Люблино.
— В настоящее время проживание в данной зоне практически безопасно как для окружающей среды, так и для жителей близлежащих микрорайонов. Модернизация таких предприятий, как Московский НПЗ, снизила уровень загрязнений в несколько раз, — констатировал после этого эксперт «Зеленого патруля» Дмитрий Левашов. — В Москве воздух однозначно стал чище, и комментарии тут излишни.
При этом промышленные предприятия давно не являются главными источниками загрязнения воздуха в столице, отметил Роман Пукалов.
В Москве ежегодно выбрасывается около 1 миллиона тонн вредных веществ, из них 930 000 тонн приходится на выхлопные газы.
— Это как четыре города Красноярска, который является одним из крупнейших промышленных центров с могучими металлургическими предприятиями, — сказал эксперт.
Пора переходить на более чистое топливо
В свою очередь Московский НПЗ еще в 2013 году, более чем на два с половиной года раньше обязательного срока, полностью перешел на выпуск топлива экологического класса Евро-5, напомнил Юрий Ерохин. Содержание серы в топливе Евро-5 в пять раз меньше, чем в Евро-4. Таким образом, после перехода части автопарка на топливо Московского НПЗ поступление загрязняющих веществ в атмосферу столичного региона снизилось более чем на 30 процентов.
«Зеленый патруль» еще весной призывал как можно скорее запретить в Москве использование топлива ниже класса Евро-5.
— Только таким образом, я считаю, можно очистить московский воздух от вредных выхлопов, — резюмировал Роман Пукалов.
Источник: vm.ru