«Как выразить таких гениев?! Как объяснить вулкан, который гипнотизирует извергающейся лавой?!» .
29.06.2016
Столица С
Московский режиссер Сергей Головецкий снимает документальный фильм о Степане Эрьзе. Премьера состоится в конце октября на праздновании 140-летия со дня рождения великого скульптора в Саранске. Автор известен телезрителям по картинам «Загадка Чехова», «Владимир Высоцкий. Непрерванный полет», «Марина Цветаева», «Острова»… На днях съемочная группа запечатлела монтаж выставки Эрьзи в Русском музее Санкт-Петербурга, где будут представлены 32 работы мастера. Своими впечатлениями о мордовском гении Сергей Головецкий поделился с Татьяной Михайловой.
Честно говоря, после могучего «Моисея», увиденного в музее изобразительных искусств, трудно получить более сильные впечатления! — признался режиссер. — Экспозиция в Русском музее стала частью фильма, над которым мы продолжаем работать… Стремимся создать его в стиле поэмы. Сам Эрьзя подталкивает к этому жанру своей пластикой. Ведь в его работах нет словесного рассказа. Возьмите любую скульптуру: да, у нее есть название, но нет буквальной биографии, четкого портрета. В каждой проявляется могучий чувственный женский архетип… В общем, то, что волнует и выходит за рамки рационального. Это заставляет меня выстраивать сюжет и монтировать ленту, не уходя от архетипического, символического, экспрессивного повествования. Информации о жизни скульптора много, но как ее интерпретировать? Этим занимаются многие, а в итоге Эрьзю почти никто не знает.
«С»: Что вас больше всего поразило в судьбе скульптора?
Ваш вопрос отсылает к масштабу обычной человеческой жизни, но это несоизмеримо. Когда занимаешься такой темой, становится очевидно: судьба Эрьзи не укладывается в традиционные рамки. Это поражает! Ты не можешь рационально объять явление, потому что оно больше тебя самого.
«С»: Как вы думаете, можно ли снять об Эрьзе художественный фильм?
Безусловно! В его жизнеописание вмещается несколько биографий. Мне кажется, можно было бы сделать серий двадцать. Жизнь Эрьзи загадочна! Она поражает своим масштабом, который намного значительнее, чем у других известных мне художников и скульпторов. Проживая в разных частях земного шара, мастер всюду был признан и востребован. Хотя, казалось бы, как он мог прожить 24 года в Аргентине, не зная испанского языка?.. Было в нем что-то могучее, трудно поддающееся формулировке. Видимо, особый талант, который магнетически притягивал людей. Скульптор ощущал это. Интересно, что он взял себе псевдоним Эрьзя. По Густаву Юнгу получается, что через него проявляется архетип мордовского народа. Я бы сказал, сверхчеловеческая сердцевина. В принципе, Эрьзя — сверхчеловек! (Улыбается — «С») Это ясно уже по тому, что и сколько он делал, как переправлял огромные скульптуры на родину. Здесь встает вопрос, каким языком рассказывать про сверхчеловека? Конечно, не так: родился, пошел в школу, возглавил движение… Понимаете, гения интересно постигать, отказавшись изначально от соблазна объять необъятное. Надо почувствовать его масштаб, провалиться в него. Прикосновение к гению возвышает любого человека. Стоишь вроде бы рядом, но между ним и тобой пропасть и какое-то колоссальное притяжение. Чувствуется значительность и неисчерпаемость высказывания. Как выразить таких людей? Как объяснить вулкан, который гипнотизирует извергающейся лавой? Ученые-искусствоведы пишут, но все равно этот вулкан стоит одинокий, непонятый и притягательный! (Смеется — «С»)
«С»: Как вы думаете, Эрьзя полностью реализовался в творчестве?
Для меня очевидно, что он состоялся как гений. Дай нам Бог постичь его колоссальное наследие. К сожалению, до нас многое не дошло. Думаю, в ближайшие годы мы начнем ощущать масштаб этого художника. Эрьзя, как айсберг, и мы еще увидим его подводную сторону.
«С»: Не случайно одни из иностранных искусствоведов назвали его последним нераскрученным гением ХХ века…
Так оно и есть. В данном случае нашей съемочной группе повезло. Счастье, что есть шанс поспособствовать этому.
«С»: Какие работы мастера произвели на вас наибольшее впечатление?
До сих пор нахожусь под впечатлением от «Моисея» и «Толстого». Также у скульптора потрясающие, загадочные женские образы. У каждой работы есть название, но они похожи. Эрьзя делает их как сестер.
«С»: Что для вас самое сложное в работе над фильмом?
Даже не думаю об этом! Лишь бы все сошлось в плане организации… А в остальном — это интересный, радостный, увлекательный процесс. Я, как охотничий пес, иду по следу. Думаю, интуиция ведет в нужном направлении.
«С»: Что вас больше всего поразило на съемках в Мордовии?
Люди. Подлинность народной жизни. Бабушки, которые пели мордовские песни… От них исходит сила, и я понимаю, что Эрьзя в них тоже присутствует! Нам очень понравилась тавлинская школа резчиков. Мы видели ребят, занимающихся гончарным делом… Понимаете, Эрьзя во всем этом тоже живет! Вся съемочная группа радовалась причастности к родине великого скульптора! Мне кажется, что Эрьзя связан не только с земной стихией, но и с подземной, уходящей корнями в тысячелетия.
Свой опыт он выражает не словесно. Это из той области, когда тебе что-то кажется, а за это отвечают другие «антенны»… Мы живем в рациональном мире, жаждем все объяснить, в противном случае делаем вид, что этого просто не существует. Люди боятся того, чего не могут выразить словами, и стараются подмять под свой масштаб. Поэтому исторически мордовский скульптор такой «нераспиаренный». Но Эрьзе плевать на какие-то награды… Думаю, он просто выбрал архетип мордвы, чтобы высказаться. Он это почувствовал и отдался этому. И правильно сделал! Поэтому реализовался его дар и его музей оказался в Мордовии. Пусть после смерти, но он собрал свое наследие!
P. S. Очередные съемки состоятся 8 июля на мордовском языческом празднике «Рась-Кень Озкс» в Большом Игнатове. Также запланированы поездки в Аргентину, Италию, Францию.
Источник: stolica-s.su