Browse By

НЛО+ «Стрелка» = «Город: между опытом и теорией» .

ИД Новое литературное обозрение, Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» приглашают на международную междисциплинарную конференцию «Город: между опытом и теорией» — в рамках празднования двадцатилетия Издательства «НЛО».
Проблемы развития городов привлекают не только исследователей из самых разных дисциплин, но и простых жителей современных мегаполисов. Отмечая своё двадцатилетие, журнал и издательство «НЛО» 27-28 января 2012 года  проводит совместно с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» международную междисциплинарную конференцию «Город: между опытом и теорией». На конференции будут представлены разные подходы к изучению городов и варианты интерпретации их прошлого, настоящего и будущего.
Что такое города и как они работают? Являются ли они лишь фоном для деятельности людей? Как меняется «реальное» городское пространство с появлением новых технологий? Как материальные и символические изменения городов вплетены в память и опыт социальных и культурных групп? Почему дебаты и конфликты, связанные с определением направлений городского развития, редко становятся предметом новых исследований? Усложняют ли новые технологии, и прежде всего Интернет, представления горожан о близком и далеком, о происходящем в городе и за его пределами?
Этим и другим вопросам будут посвящены доклады и дискуссии, подготовленные урбанистами и славистами, историками городов и теоретиками моды, культурными географами и социальными антропологами, планировщиками и политическими активистами.
Участники конференции: Ирина Прохорова (Россия), Елена Трубина (Россия), Стив Пайл (Великобритания), Харви Молоч (США), Бренда Йео (Сингапур), Каролин Шредер (Германия), Людек Сикора (Чехия), Элизабет Уилсон (Великобритания), Сергей Иванов (Россия), Виктор Вахштайн (Россия), Ольга Вайнштейн (Россия), Ольга Матич (США), Екатерина Лавринец (Россия), Оксана Запорожец (Россия). 
Информационные партнеры: Газета.ру, «Россия 24», Полит.ру, «Радио Свобода». 
 Конференция пройдет 27-28 января 2012 года в помещении института «Стрелка» (Берсеневская наб., 14, строение 5А).
Дополнительная информация: ИД Новое литературное обозрение — Сергей Степанов pr@nlo.magazine.ru, 8 (495) 229-91-08; Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — Мария Бирюкова, biryukova@strelkainstitute.com, 8 (495) 771-74-37.

ПРОГРАММА 
Пятница, 27 января 2012 г.
 10:00    Открытие конференции
Вступительное слово: Ирина Прохорова (Журнал «Новое литературное обозрение», Россия)
 Утреннее заседание: 10:30 – 14:00
 ОСНОВАНИЯ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Модератор: Ирина Прохорова (Журнал «НЛО», Россия)
 1. Ульф  Ханнерц (Стокгольмский университет, Швеция) 
Городская жизнь и формирование культуры
2. Харви Молоч (Университет Нью-Йорка, США)
Город и вещи: повседневные инфраструктуры как угроза и подспорье 
3. Елена Трубина (Уральский федеральный университет, Россия)
Новые условия производства знания как вызов для урбанистики
Кофе-брейк: 14:00 – 15:00
 Дневное заседание: 15:00 – 18:00
 ПОВСЕДНЕВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ ГОРОДА
 Модератор: Людмила Алябьева (Журнал «Теория моды», Россия)
1. Элизабет Уилсон (профессор, Лондонский университет искусств, Великобритания)
Кафе как дом художников
2. Бренда Йео (Национальный университет Сингапура)
Пути к космополитизму? Миграции таланта/труда/брака в городе-государстве Сингапур
3. Ольга Вайнштейн  (Российский Государственный Гуманитарный Университет, Россия)
Модные городские тела: определения и пределы
4. Оксана Запорожец (Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики), Екатерина Лавринец (Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса)
Потерянные, найденные и переопределенные вещи: эмоциональность сценографии повседневного города
Суббота, 28 января 2012 г.
Утреннее заседание: 11:00 – 14:00  
ГОРОД КАК ТЕКСТ
Модератор: Елена Трубина (Уральский федеральный университет, Россия)
1.Ольга Матич (Университет Беркли, США)
Картографируя Санкт-Петербург: модернизм, города, гипертекст
2. Стив Пайл (Открытый университет, Великобритания)
Города, пространство и аффект
3. Cергей Иванов (Российская Академия Наук, Россия)
Древний Город в зеркале древнего путеводителя
4. Ирина Прохорова (Журнал «Новое литературное обозрение», Россия)
Изобретая городскую традицию: современный благотворитель как европейский романтик  XIX века
Кофе-брейк: 14:00 – 15:00
Дневное заседание: 15:00 – 18:00 
ВИРТУАЛЬНЫЙ ГОРОД
Модератор: Ирина Прохорова (Журнал «Новое литературное обозрение», Россия)
1. Каролин Шредер (Технический университет Берлина, Германия)
Соединяя урбанистические исследования и Web 2.0
2. Людек Сикора (Карлов университет, Прага)
Реальные города в виртуальных реальностях
3. Виктор Вахштайн (Московская школа социальных и экономических наук)
Повседневность утопии. Взаимоотношение утопического воображения и повседневного мира
Рабочие языки конференции:  русский, английский
Тезисы
ОСНОВАНИЯ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Городская жизнь и формирование культуры
Ульф  Ханнерц (Стокгольмский университет, Швеция) 
С недавнего времени  больше половины человечества проживает в городах. Существует много видов городов, а в городах – различных сред обитания и типов горожан. В разные периоды истории человечества возникали  особые формы урбанизма, поэтому строить обобщения о городах и городской жизни нужно с большой осторожностью. Однако некоторые характеристики неизменно повторяются. Горожане должны взаимодействовать с чужаками. Проживание большого числа людей в ограниченном пространстве  способствует развитию большего культурного разнообразия. Города также соединяют людей разного  происхождения. Этих простых фактов достаточно, чтобы антропологи и другие ученые начали серьезные научные исследования. Данный доклад посвящен урбанистической культурной теории, разновидностям космополитизма и концепциям  городской опасности.
Город и вещи: повседневные инфраструктуры как угроза и подспорье 
Харви Молоч (Университет Нью-Йорка, США)
Опираясь на свои исследований нью-йоркской подземки, систем безопасности аэропортов, общественных туалетов и других городских площадок, я покажу, как особенности общественных артефактов либо помогают, либо мешают людям жить своей обычной (а иногда необычной) жизнью.
Новые условия производства знания как вызов для урбанистики
Елена Трубина (Уральский федеральный университет, Россия)
Как новые условия производства и распространения знания влияют на наше понимание фундаментальной урбанистической науки? В чем ее значение и как она преподается сегодня, когда не только города и университеты, но сами теории нешуточно соревнуются за видимость? Сообщение строится на реинтерпретации того, что культурные географы Аш Амин и Найджел Трифт именуют «ажиотажем внесения теоретической упорядоченности». Я предложу ряд теоретических соображений об обновленной роли урбанистической теории и опишу различные варианты использования урбанистики в рамках нескольких подходов. Я подчеркну возможную опосредующую роль урбанистической теории, включающую нахождение точек пересечения между особенностями академического теоретизирования и прикладными навыками, на формировании которых настаивают студенты и работодатели.
ПОВСЕДНЕВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ ГОРОДА
Кафе как дом художников
Элизабет Уилсон (профессор, Лондонский университет искусств, Великобритания)
С началом урбанизации и индустриализации западных обществ, французские, а вслед за ними и другие европейские художники стали стекаться в новые центры коммерции и креативности. Город стал антитезой провинциальной жизни, а гений и новизна —  антиподами  конформизма и стагнации. 
Начинающие художники всех мастей оказались в совершенно новой экономической ситуации, поскольку  только что сформировавшийся рынок искусства стремительно вытеснял старые формы меценатства. Так родился стереотип бедного гения, воспетого, например,  в опере Пуччини  «Богема».
Кафе быстро стали центральным местом встречи  для этой новой генерации художников и оставались таковыми на всем протяжении девятнадцатого и двадцатого веков. В своем докладе я прослежу эволюцию подобных художественных, или богемных кафе  с 1830-х по 1930-е гг.
Пути к космополитизму? Миграции таланта/труда/брака в городе-государстве Сингапур
Бренда Йео (Национальный университет Сингапура)
Во многих глобализованных городах Азии миграция сегодня стала ключевым способом решения проблем недостатка рабочей силы, старения населения и экономической конкурентоспособности.  Современный Cингапур — это пример города-государства, который в своем упорном стремлении стать космополисом, т.е. занять важное место в глобализованной экономике, все более зависим от высоко- и низкоквалифицированной трудовой миграции, а также от миграции брачной. В докладе рассматривается сложная система взаимоотношений  государства и гражданского общества,  в разной степени и разными способами то открывающих возможности, то накладывающих ограничения  на возникновение космополитизма. Хотя история миграции и мультирасовое наследие Сингапура закладывают потенциальную основу для космополитического мировоззрения,  по мере того, как город-государство формирует свое глобализованное будущее, на этом пути возникает все больше противоречий.
Модные городские тела: определения и пределы.
Ольга Вайнштейн  (Российский Государственный Гуманитарный Университет, Россия)
В докладе пойдет речь об определении нового телесного канона в моде. Будет рассмотрено влияние новых технологий – взаимодействие тела с современными мобильными телефонами, компьютерами и ай-подами и возникающие, соответственно, проблемы «киборгизации» человека. В связи с этим происходит изменение привычных границ тела и системы жестов. Новые медиа (интернет, блоги по уличной моде) также способствуют расширению нормативных представлений о телесности. Не менее существенно влияние идеологии «разнообразия» (англ. diversity) и толерантности: на наших глазах совершается распадение прежнего гламурного телесного канона и вторжение в модное пространство новых «ненормативных» тел: полных, пожилых, инвалидов.
Потерянные, найденные и переопределенные вещи: эмоциональность сценографии повседневного города
Оксана Запорожец (Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики), Екатерина Лавринец (Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса)
Повседневная креативность – множество ситуаций, превращающих горожан в активных интерпретаторов существующих сценариев городской жизни и коммуникации, создателей новых сценариев взаимодействия. Предлагаемый нами способ рассмотрения городской креативности – микрооптика – фокусирует внимание на значимых деталях, формирующих городской опыт, позволяет «вскрыть» сеть связанных с ними практик, дискурсов, материальность города.
«Потерянные вещи» – один из наиболее влиятельных дискурсов современного города, основание городских беспокойств и тревожности, подозрительности и социального дистанцирования, легитимирующих действия и саму необходимость многочисленных профессионалов контроля. Вместе с тем, потерянные вещи предполагают не только укрепление властных сценариев, но и дают горожанам возможность выйти за пределы контроля, установленных границ взаимодействий. Нахождение вещи горожанами – способ ее символического и материального «возвращения» в систему городских отношений, логика которого вырабатывается в совместных действиях горожан. Операции с вещью (например, ее размещение в антураже, подчеркивающем потерянность) и коммуникация по поводу вещи (практика объявлений) способствуют взаимодействию, образуя временные сети взаимопомощи.
Сценарии возвращения вещей возникают как стихийно, так и целенаправленно, принимая во внимание сценографию городского пространства и особенности городской коммуникации, конституируя пространство разделённого опыта, насыщенное эмоциями (горечь от утраты, радость от находки, гордость за совершённое доброе дело). Таким образом, потеря и нахождение вещи нарушают городское безразличие и деперсонификацию, способствуя формированию новой близости и эмоциональности, спровоцированных не опытом разделенной жизни традиционного сообщества, но остротой и совместностью переживаний, сменой ролей в процессе поиска — превращением из равнодушного прохожего в сочувствующего помощника, созданием сценариев совместных действий.
ГОРОД КАК ТЕКСТ
Картографируя Санкт-Петербург: модернизм, города, гипертекст
Ольга Матич (Университет Беркли, США)
Вебсайт Картографируя Петербург (MappingPetersburg), созданный в университете Беркли, составляет тандем с книгой «Петербург/Петербург: роман и город. 1900 – 1921». Представляя собой серию интерактивных пересекающихся путешествий по Петербургу начала двадцатого века, вебсайт исследует малоизвестные стороны повседневности, материальной, политической и литературной культур имперской столицы. В этой презентации демонстрация вебсайта будет сопровождаться обсуждением гипертекста, модернизма и повествования в их связи с Петербургом периода модерна и посвященными ему теориями критиков двадцатого века. 
Города, пространство и аффект
Стив Пайл (Открытый университет, Великобритания)
В этом докладе я рассмотрю связь между городом, опытом пребывания людей в городских местах и аффектом. Города, как известно, в такой же степени – состояния сознания, в какой они представляют собой правительственные, инфраструктурные и экономические образования. Попытки понять город как субъективное состояние часто заключались в рассмотрении городских дискурсов, репрезентаций и воображаемого, что сопровождалось пониманием города как текста, который можно «прочитать» как лес знаков и символов. Напротив, «поворот к аффекту» в социальных науках призвал к тому, чтобы учесть нерепрезентируемые аспекты городской жизни и опыта. Один аспект нерепрезентативного подхода – фокус на материальности городов, другой (и отчасти  связанный с первым) – усиленное внимание к аффекту. Достаточно общеприняты попытки искать аффект в повседневном опыте, взаимодействиях и этикете городской жизни (как того хотелось Зиммелю).  
В своем докладе я бы хотел посмотреть на городские жизнь и опыт под несколько иным углом: посредством анализа фильма «Мальчишник в Лас-Вегасе» (The Hangover, 2009).  Фильм рассказывает о трех мужчинах, пытающихся вспомнить, как они провели предыдущую ночь. Фильм активно использует репутацию Лас-Вегасе как города греха, в котором не только может случиться все, что угодно, но в котором  все случившееся становится нормой, поскольку «что случится в Лас-Вегасе, там и останется». Вопрос в том, действительно ли – вопреки этому утверждению  —  фильм что-то рассказывает о реальном городском опыте людей и их эмоциональной, аффектной жизни. В частности, фильм подчеркивает повседневный сюрреализм городской жизни, но в не меньшей степени он утверждает необходимость реконструкции разнообразных городских опытов вопреки нашему пессимистическому представлению об их абсурдности и  нашей неспособности определить, что же все-таки на самом деле случилось.
Древний Город в зеркале древнего путеводителя
Cергей Иванов (Российская Академия Наук, Россия)
До нашего времени сохранились два почти идентичных путеводителя по Риму от второй четверти IV в. н.э. Они вроде бы предназначены для людей, с Городом незнакомых, и содержат такие элементы, которые вполне уместно смотрелись бы в любом современном гайде. И тем не менее огромное количество сведений как в «Нотиции», так и в «Куриозум» не могут быть понятны аутсайдеру: они  слишком погружены во внутригородской дискурс. Сто лет спустя аналогичный путеводитель был создан для новой столицы, Константинополя. Каково же окажется здесь соотношение  между теми сведениями, что  ориентированы на пришельца извне, и теми, что отражают фоновое знание самих горожан, невнятное чужаку?
Изобретая городскую традицию: современный благотворитель как европейский романтик XIX века
Ирина Прохорова (Журнал «Новое литературное обозрение», Россия)
Попытки поднятия депрессивных индустриальных регионов, доставшихся нам от советского прошлого, наталкиваются на большие препятствия, главная из которых – отсутствие городской культурной мифологии, а вместе с ней и локальной идентичности жителей этих одиозных урбанизированных территорий. Сообщение будет посвящено тому, как попытка одного благотворительного фонда разработать программу поддержки культуры в заполярном городе Норильске вылилась в антропологические полевые исследования и вовлекла его экспертов в квази-литературную деятельность сродни устремлениям европейских романтиков начала XIX века. Они занялись изобретением традиции, т.е. созданием локального фольклора и культурной истории, на базе которых стало возможным гуманизация городского пространства и консолидация местного сообщества.   
ВИРТУАЛЬНЫЙ ГОРОД
Соединяя урбанистические исследования и Web 2.0
Каролин Шредер (Технический университет Берлина, Германия)
Виртуальные социальные медиа, благодаря инструментам  Web 2.0, в принципе, открывают более широкий доступ к информации и участию в различных сферах жизни. В практике городского планирования это проявляется в виртуальном присутствии многих муниципальных и иных управленческих сетей, в которых циркулирует профессиональная информация и где почти повсеместным стандартом являются имейлы, дискуссионные форумы, блоги, ленты твиттера, обмен фото и видео, сайты социальных сетей.  Все это делает наглядным деятельность и решения экспертов. В дополнение к этому Web 2.0  также позволяет собирать информацию от, например, пользователей или граждан для дальнейшего использования в урбанистических работах, пополняя этими сведениями базы данных цифровых (авто)биографических архивов и  интернет-исследований. Третий возможный вариант использования Web 2.0 – это объединение всех заинтересованных лиц,  граждан, представителей различных возрастных и социальных групп,  а также исследователей для  коллективного  и интерактивного способа обсуждения планов и принятия решений. 
В области урбанистических исследований наблюдаются сходные процессы. Поскольку многие урбанистические дисциплины (география, социология, политические науки, экономика, психология, антропология, городское планирование, экология) исследуют социальные сети, места, инновационные процессы, а также коммуникацию и гражданскую активность, они начали собирать и распространять информацию, а также объединять различные аудитории в рамках своих исследовательских проектов с  помощью новых форм интерактивной и обратной связи. Самые заметные области применения инструментов Web 2.0 в исследовании – это GIS, или виртуальные модели городов, используемые для имитации и визуализации, а также виртуальной социальной активности (eParticipation), и различные инструменты для взаимодействия различных сообществ, включая исследователей и управленцев.
Хотя приложения Web 2.0 сделали многие инструменты и технологии Интернета доступными для больших групп пользователей, они изменили как профессиональное, так и любительское восприятие города, локуса и конкретного места. Сегодня главным предметом исследования являются не столько сетевые технологии, сколько различные возможные  варианты использования Web 2.0. А когда инструменты Web 2.0 были включены в исследовательские проекты, то в результате изменились сами исследования. В  количественных городских исследованиях можно анализировать новые и разрозненные данные по мере того, как инструменты геонавигации привязывают людей и виды активности к их конкретному местонахождению. В качественных городских исследованиях  потенциал инструментов Web 2.0 еще не конца исследован.  В научной литературе чаще всего встречаются единичные описания  case studies с практическим использованием инструментов Web 2.0, но систематические подходы почти отсутствуют. Еще меньше примеров  интегрирования приложений Web 2.0  в исследовательские проекты. В то же время развились такие новые исследовательские методы, как дигитальные истории, онлайновые фокус-группы и обоснованная теория (grounded theory) с использованием  программы  АТЛАС Ти (Atlas TI). Сформировались новые дисциплины, такие как: виртуальная антропология и  e-планирование.
В докладе я доказываю, что интегрирование  приложений Web 2.0  в исследовательские  планы полезно для урбанистических исследований (включая планирование). Я также обсужу их последствия для урбанистических исследований и теоретических разработок. 
Реальные города в виртуальных реальностях
Людек Сикора (Карлов университет, Прага)
Понимание городов обусловлено набором идей, понятий и теорий, сформулированных на основе городского опыта конкретных городов, укорененных в специфических географических, исторических и культурных контекстах. Чикагская школа социальной экологии и Лос-Анджелесская школа критических и культурных городских исследований играют заметную роль  в исследовании парадигматических символических репрезентаций городских процессов и структур. Они предлагают виртуальные социально сконструированные реальности, на основе которых урбанисты исследуют реальную городскую жизнь в ее развитии. Насколько эти школы полезны для понимания современного городского развития в других социальных контекстах? Способны ли они объяснить изменения городов бывших социалистических стран? Учитывают ли эти теории/модели роста и реструктурирования  городов  те новые вызовы, которые связаны с глобализацией социальных отношений и представлений, складыванием множественных идентичностей и параллельных городских миров?  Могут ли они описать диалектическую связь между виртуальными реальностями репрезентаций  городов и материальностью реальной городской жизни?
Повседневность утопии. Взаимоотношение утопического воображения и повседневного мира
Виктор Вахштайн (Московская школа социальных и экономических наук)
Для жителя Москвы проблема утопии – проблема повседневной жизни. Хотя этимологически «утопия» предполагает изначальную нереализуемость проекта (место, которого нет, но которое потенциально может быть создано называлось бы «ме-топия»), история человечества – это череда попыток осуществления утопических замыслов. Сегодняшняя Москва живет не на «стыке Утопии и Истории», а на пересечении частично реализованных утопических проектов.
Что же происходит с утопией, когда рациональный замысел сталкивается с повседневными социальными практиками? Как трансформируется исходный «код» утопического воображения, погружаясь в вязкую среду нерефлексивных действий (названную Уильямом Джемсом «верховной реальностью»). И как наши способы мышления о повседневном мире связаны с исходным влиянием утопического воображения на язык социальной науки? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в ходе своего доклада.

Источник: polit.ru