Экологическая катастрофа угрожает Баргузинской долине .
Строительство дороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян по «северному варианту» может стать причиной резкого обмеления реки Баргузин. А вследствие этого может произойти экологическая катастрофа всей Баргузинской долины. 16 марта в селе Баргузин пройдут общественные слушания инвестиционного проекта строительства этой скандально известной дороги, на которых представители разных населенных пунктов района хотят предложить правительству Бурятии альтернативный «южный вариант» прокладки автомобильной трассы.
Что дальше?
В этом году строительство дороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян должно подойти к границам Баргузинского района. Следующий 2013 год ЗАО «Труд» (Иркутск) должно завершить сдачей в эксплуатацию участка дороги от 182 до 215 км, аккурат до северной границы Прибайкальского района, простирающегося до расположенного на берегу Байкала дачного поселения Катково.
Пока не ясно, кто будет строить трассу дальше Катково. Неизвестно и то, из каких источников будет вестись финансирование строительства дороги после 2013 года, когда завершится действие целевой федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Тем не менее еще пять лет назад, в 2007 году, проектная организация ИркутскГипродорНИИ провела изыскания по проекту будущей дороги по территории Баргузинского и Курумканского районов.
Как сообщают в Минтрансе РБ, вся проектно-сметная документация (ПСД) на участок дороги от Катково до административного центра Баргузинского района – с. Баргузин, протяженностью в 94,7 км, уже готова и утверждена в Москве.
– В 2009 году за счет средств бюджета Бурятии была разработана ПСД строительства участка 215-316 км, то есть до села Баргузин. Общая сметная стоимость строительства составляет 7 млрд 309 млн рублей. По этому проекту имеется положительное заключение госэкспертизы. В настоящее время правительством Бурятии прорабатывается вопрос по обеспечению финансирования из федерального бюджета как раз этого участка. Кроме того, нами даны предложения по включению проекта реконструкции указанной дороги в программу Стратегии развития Дальнего Востока, – сообщил на недавней сессии Народного Хурала первый замминистра транспорта Бурятии Евгений Горюнов.
В ближайшие годы Минтранс РБ как заказчик строительства дороги намерен истратить 7,3 млрд рублей федеральных денег на строительство дороги по так называемому «северному варианту» – правому берегу реки Баргузин, непосредственно в ее водоохранной зоне. Однако реализация этого варианта может разрушить всю экосистему долины реки Баргузин, текущей между двух мощных горных хребтов – Баргузинского (высота хребта достигает 2600-2800 м) и Икатского.
«Слить» реку
Напомним, что протяженность всей Баргузинской котловины, включающей территории Баргузинского и Курумканского районов Бурятии, составляет более 200 км вдоль реки, максимальная ширина долины (расстояние между хребтами) в средней ее части – 35 км. Ближе к Байкалу долина Баргузина сужается, образуя гигантскую «трубу» между хребтами, через которую с востока дует ветер «баргузин». В нижнем течении реки (10-12 км ниже села Баргузин) находится самое узкое место всей долины, где река пересекается огромным Шаманским порогом, который образует естественную плотину или перемычку между Баргузинским и Икатским хребтами. Выше этого порога (гора Шаманка), находящемся в ущельеобразном месте долины и замедляющем дальнейший сток самой реки, уровень воды гораздо выше, чем ближе к устью. Именно Шаманский порог является причиной частых разливов реки Баргузин в половодье и образования целой системы малых озер и многочисленных рукавов самого Баргузина и его притоков. Эта естественная сложная «ирригационная» система удивительно плодородной долины Баргузина создает условия для существования богатой флоры и фауны на этой территории, исчисляющейся как минимум десятками тысяч лет.
В XXI веке в связи с планами «реконструкции», а по сути строительства новой дороги на БАМ возникла угроза существованию этой уникальной экосистемы.
– Возле горы Шаманка ныне существующая старая дорога по правому берегу Баргузина проходит через узкий прижим по склону горы, – рассказывает уроженец Баргузинской долины и специалист Управления Ростехнадзора по РБ Леонид Линхоев. – Естественные пороги у Шаманки удерживают уровень реки Баргузин на протяжении почти всей долины. Эта гора скальная, и при расширении полотна дороги в этом месте обязательно потребуются буровзрывные работы. Но если в результате этих взрывов, не дай Бог, произойдет нарушение этого естественного порога реки, это будет катастрофа! Есть заключение специалистов Иркутского университета, они считают, что этого ни в коем случае нельзя делать. В свое время, когда Баргузин несколько раз во время наводнений разливался на несколько десятков километров от одного хребта до другого, некоторые «умные головы» предлагали разрушить Шаманский порог, чтобы вода ушла из долины. Однако ученые сделали заключение, что, если убрать этот порог, Баргузин может превратиться просто в канаву!
«Южный вариант»
Многие жители Баргузинской долины разделяют это мнение и выступают против «северного варианта» дороги и проведения взрывных работ при расширении полотна дороги у горы Шаманка. Это касается не только жителей сел Читкан, Уро, Суво, Баянгол, Хилгана и п. Юбилейный, расположенных на юге долины со стороны Икатского хребта, но и нескольких населенных пунктов на «северной трассе». Особенно активно против «северного варианта» выступают жители сел Улюкчикан, Улюн и Барагхан.
– Вячеслав Владимирович! Почему нельзя проложить дорогу по ГСД (грузосборочная лесовозная дорога)? – спрашивают в письме президенту Бурятии Вячеславу Наговицыну жители Баргузинского района. – Ведь очевидно, что значительно удешевится стоимость работ, к чему нас все время призывает Путин В.В. Кроме того, с восстановлением дороги возродится жизнь на уринской и баянгольской сторонах, как Вы знаете, на самых благодатных землях долины. Улюнский аршан, Янжиму, Бархан-гору мы оставили бы потомкам в нетронутом состоянии, как памятники истории и культуры. Обращаясь к Вам с надеждой, что Вы найдете возможность шире выявить и учесть мнение жителей Улюна, Барагхана, Улюкчикана, Уро, Баянгола, Гусихи и др., хочется верить, что землю наших предков мы сохраним и достойно передадим следующим поколениям!».
У обращения есть еще одна важная причина. С точки зрения исходных условий, «северный» и «южный» варианты новой дороги на БАМ имеют равные возможности для выбора. Ведь обе дороги через долину уже существуют. По северу (по правому берегу реки Баргузин) проходит действующая трасса от Усть-Баргузина на Байкале до сел Баргузин и Курумкан. Южный куст населенных пунктов долины связывает построенная в 60-70 годы и активно используемая «грузосборочная лесовозная дорога» (ГСД), по которой до развала в 90-е годы лесной отрасли доставлялся лес с севера Бурятии, с хребтов, прилегающих к зоне БАМа.
Кстати, в отличие от северной дороги, ГСД асфальтирована на всем протяжении. Правда, она находится в худшем состоянии, поскольку практически заброшена властями. Но это аргумент, скорее, в пользу предпочтений в реконструкции именно этой дороги. Кроме того, «южный вариант», по мнению экологов и местных жителей, лишен серьезных рисков, ведущих к удорожанию строительства дороги по «северному варианту».
Риски «северного варианта»
Инициаторы проведения общественных слушаний в Баргузине, кроме аргумента с риском обрушения Шаманского порога и «слива» целой речной и озерной системы Баргузина, приводят еще не менее 10 вариантов различных рисков, которые ставят под сомнение реализацию «северного варианта». Самые существенные из них следующие.
Сложности начинаются сразу с выездом на трассу прямо у парома через реку – в районе п. Усть-Баргузин. Из-за постоянного восточного ветра, дующего вдоль реки, зимой этот участок заносит снегом. Жители ближайшего к парому с. Макаринино беспокоятся, что летом из-за укладки дорожного полотна по заболоченным участкам возле села возникнут подтопления их домов. Весь участок от Макаринино до села Баргузин (более 50 км) зимой подвержен обильным снежным осадкам, зимой без расчистки бульдозерами или грейдерами проехать по нему довольно сложно. А весной во время таяния снега и летом во время дождей со склонов Баргузинского хребта стекают многочисленные ручьи, разрушающие дорожное полотно. Ремонт дороги в это время должен вестись на этом участке в режиме «нон-стоп», иначе ездить здесь просто опасно.
Не менее проблемным является и участок за с. Баргузин. Сегодня уже известно, что жители сел Улюн, Улюкчикан, Ярикто, Барагхан, Хонхино намерены выступать против того, чтобы дорога на БАМ проходила через их села. Они будут настаивать на строительстве трассы в обход сел. А в случае обходных вариантов возможно нарушение местного ландшафта склонов Баргузинского хребта. Если же обход пойдет по берегу реки, дорожное полотно станет преградой для подземных источников, что может вызвать заболачивание этих населенных пунктов. Кроме того, на речках Улюн и Улюкчикан в зимнее время постоянно появляется наледь.
Еще более опасны многочисленные горные реки (Улзаха, Буктыр и другие) на участке между селами Ярикто и Алла. Летом они обычно пересыхают, но во время дождей превращаются в бурные потоки, которые несутся с хребта и часто разрушают целые участки дорожного полотна. Все это превратит «северный вариант» в «черную дыру» для бюджета Бурятии и причину постоянных трат на дорогостоящий ремонт дороги, которая имеет статус региональной. И обслуживаться будет за счет налогоплательщиков республики, то есть за наш счет.
Кроме наледей, заболачивания, селей и снежных заносов, есть и другой важнейший аргумент против прокладки дороги по «северному варианту». Это то, что все работы на протяжении 250 км будут вестись в непосредственной близости к водоохранной зоне реки Баргузин, с южной стороны полотна дороги. С другой стороны дорога зажата лесами первой группы государственного лесного фонда. Любое расширение при строительстве дороги может привести к нарушению природоохранного законодательства и требованиям госорганов и общественности прекратить строительство дороги, поскольку широкомасштабное строительство в водоохранной зоне не допускается законодательством.
И, наконец, есть серьезные препятствия в виде того, что на участке дороги в 200 км от с. Баргузин до с. Улюнхан расположены многочисленные сакральные места, связанные с локальными культами «хозяев местности», которые практикуют жители, относящие себя к последователям шаманизма и буддизма. Они будут явно против того, чтобы «нарушали покой» местных духов, или эжинов-«хозяев местности».
– Наше беспокойство вызвано тем, что за последние годы среда нашего обитания катастрофически ухудшается. Вы, наверное, из своих поездок по нашему району уже имеете представление, как в долине обширные сенокосные угодья и пастбища буквально за три десятилетия превратились в болото. Намечаемая прокладка трассы еще более усугубит ситуацию, – пишут жители Баргузинского района президенту Бурятии.
По мнению противников «северного варианта», все эти риски отсутствуют при прокладке дороги по «южному варианту»: Усть-Баргузин – Уро – Баянгол – Аргада – Майский.
Еще один мост через Баргузин
В последние два-три года к борьбе жителей Баргузинской долины против «северного варианта» дороги подключились местные экологи из общественной организации БРО по Байкалу. Они настояли на проведении общественных слушаний, которые заказчик строительства с 2007 года отказывался проводить. Добиться этого удалось только после внушения со стороны Минрегионразвития РФ, специально разъяснившего то, что в ПСД объектов капстроительства для прохождения госэкспертизы входит и оценка воздействия на окружающую среду, в том числе и информация об общественных предпочтениях при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности.
Местные жители и экологи из БРО по Байкалу обратились к Минтрансу РБ с требованием, чтобы эти общественные предпочтения были выявлены с помощью реальных и состязательных общественных слушаний, а не путем формальных заказных опросов населения.
Главный аргумент в пользу «северного варианта», который выдвигает заказчик строительства в лице Минтранса РБ, заключается в том, что дорогостоящее строительство моста через реку Баргузин в районе поселка Усть-Багузин уже якобы начато. На то, чтобы забить две береговые и одну русловую опоры и закупить часть металлических конструкций, заказчиком истрачено 200 млн федеральных рублей. И на составление ПСД дороги бюджет Бурятии тоже изрядно потратился.
– С мостом такой казус. Проектировщики моста провели неверные изыскания, поэтому когда начали забивать сваи, они стали полностью проваливаться в грунт. Строителям пришлось на ходу придумывать, как выйти из положения. В конце концов они остановились на азотных отвердениях грунта в основаниях опор. И трудно сказать, насколько подорожает будущее строительство моста через р. Баргузин в этом месте. Зачем вообще нужен мост в этом месте, если уже есть мост в самом селе Баргузин? – задается вопросом один из источников «Новой Бурятии».
По мнению местных жителей, упрямое желание правительства РБ провести трассу по «северному варианту» связано с меркантилизмом чиновников. Возможно, «слуги народа» хотят получить свободный проезд к Чивыркуйскому заливу, известному как лучшее место отдыха на Байкале за счет теплой воды, горячих источников прямо на берегу и мягкого микроклимата.
– Нам известно, что есть планы отрезать от Забайкальского национального парка кусок земли в устье Большого Чивыркуя для местной элиты и «хозяев жизни» из Улан-Удэ. Чтобы получить свой «кусочек рая», они не пожалеют ни государственных денег, ни уникальной экосистемы долины реки Баргузин. Но мы просто так это не оставим и будет бороться за будущее нашего края и наших детей, – говорят члены инициативной группы по проведению общественных слушаний проекта дороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян.
16 марта в общественных слушаниях примут активное участие специалисты-экологи из БРО по Байкалу и других экологических организаций Бурятии.
Источник: www.newbur.ru