Почему олимпийская стройка может стать экологической катастрофой .
Столицу зимней Олимпиады-2014 уже в третий раз за этот год затопило. Местные экологи уверены: причину повторяющимся наводнениям следует искать в непродуманном строительстве вдоль русла «главной» сочинской реки Мзымта. Да и вся олимпийская «стройка века» — бомба замедленного действия, которая успела нанести колоссальный урон местной природе, утверждает члe-н совета НКО «Экологическая вахта по Северному Кавказу», лидер сочинского «Яблока» Владимир Кимаев. Как и почему это происходит — он рассказал The New Times.
Говорят, что даже власти признают взаимосвязь между интенсивным строительством вдоль русла Мзымты и обильными павo-дкaми…
Река — саморегулирующийся механизм и не терпит техногенного воздействия. С началом стройки русло Мзымты было сужено в некоторых местах на 50% и даже на 70%! Раньше все было покрыто лесом, который задерживал влагу, а теперь разовый сток воды увеличился в десять раз. Началось разрушение берегов. Стоит пролиться сильнейшим ливням — и все, реку уже не остановить. Кстати, последние павo-дки были сформированы относительно небольшим количеством осадков. Но и такого количества хватило, например, для разрушения пешеходного висячего моста в районе поселка Ахштырь, что отрезало его от «большой земли»…
Похолодание местного значения
Вдоль Мзымты идет строительство совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная Поляна, которая считается ключевым объектом олимпийской инфраструктуры. Ее стоимость — $9,4 млрд за 48 км путей…
Мзымта снабжала питьевой водой пол-Сочи, теперь это вряд ли будет возможно. Во время прокладки туннелей в водоразделе реки делались отвалы грунта. Снегом, дождем и оползнями всю эту дрянь смывало в реку. В результате закупорились кa-нaлы поступления речной воды в скважины, находящиеся в нижней части течения Мзымты в прирусловых территориях. Баланс воды из Мзымты за четыре–пять лет упал со 150–170 тыс. кубометров в сутки до 115 тыс.
В поселке Ахштырь раньше в колодце была чистейшая пресная вода, сейчас она просто исчезла: туда завозят воду раз в неделю цистерной. На Нижнеимеретинской улице люди собирали по три–четыре урожая в год, а теперь они остались без дополнительного дохода от огородов.
Еще одно грубейшее нарушение при строительстве дороги — отделение прирусловых территорий от уреза воды. Оно повлекло уничтожение прибрежной биоты* и нарушение биоценоза. Поставлен под угрозу нерест черноморского лосося и форели. Погибает верхняя часть самшитового леса, который растет вдоль Мзымты и — до высоты 400 м над уровнем моря, — погибает потому, что из-за общего изменения рельефа понижается температура. То есть ее средние показатели на Красной Поляне стали выше, а в самом Адлере — ниже. Сквозняки создало и строительство туннелей.
Академик Сергей Волков, первый консультант Олимпийских игр, в нескольких открытых письмах Дмитрию Медведеву предупреждал: перед началом строительства туннелей не были проведены необходимые изыскания — ждите экологической катастрофы.
Все, что предвидел Волков, подтвердилось: и опасность оползней, и наличие в горных породах ртути, урана и других опасных минералов… Вообще нельзя было рыть эти туннели и снимать верхний слой грунта. В Красной Поляне за последние несколько лет резко возросло количество смертей от онкологии. Связано это с нездоровым фоном, вызванным вскрытием грунта.
Последние пробы воды в Мзымте были обнародованы 11 января 2012 года, потом их засекретили. Из них видно, что содержание железа и взвешенных веществ в разы выше нормы. Повышенное содержание нефтепродуктов и ртути было обнаружено и в речной воде.
Недавно глава госкорпорации «Олимпстрой» Сергей Гапликов бодро докладывал Владимиру Путину: 96% олимпийских объектов Сочи уже построены. Не могли бы вы разъяснить, как вообще столь масштабная стройка согласуется с природоохранным стa-тусом этого региона?
Совершенно верно: как прибрежный кластер Олимпиады, так и горный находятся на территориях с особым природоохранным стa-тусом. Это и Имеретинская низменность в междуречье Мзымты и Псоу, и Красная Поляна у подножия хребта Псехако. Ну а эти территории граничат с Сочинским национальным парком, с Кавказским заповедником, входящим в перечень объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, а также буферной (охранной) зоной между парком и заповедником. На каждой из территорий — свой природоохранный режим. Чтобы построить там стационарный объект, необходимо было вывести территорию из-под действия этого режима.
И как это удалось сделать?
1 декабря 2007 года был принят Федеральный закон № 310-ФЗ, который фактически отменил действие Конституции РФ и превратил территорию города в своего рода «олимпийскую резервацию». Закон ввел процедуру, в соответствии с которой часть земель Сочинского национального парка была ускоренно — и незаконно! — выведена под строительство олимпийских объектов. Потом природоохранный режим восстановили, но не в прежних границах.
А в августе, проводя общественную инспекцию, мы обнаружили, что строительство ведется и в Кавказском заповеднике: в урочище Пихтовая поляна, в восточной части хребта Псехако, «Газпром» строит лыжные трассы и канатные дороги. В результате уже уничтожено более двух гектa-poв стa-poвозрастного хвойного леса. Повторяю: это заповедник, строить там запрещено! А ведь официально «Олимпстрой», правительство РФ и оргкомитет «Сочи-2014» утверждают, что там строительство и не ведется.
В Сочи много рассказывают про свалки на территории Национального парка…
Да, это чудовищно. 12 июля 2013 года вице-премьер Дмитрий Козак провел в Сочи закрытое совещание с высокопоставленными чиновниками, где был принят ряд «антикризисных мер» в связи с отставанием от сроков ввода в эксплуатацию олимпийских объектов. В частности, было решено разрешить складирование строительного мусора и выработанных грунтов в верхнем Ахштырском карьере. На самом деле под видом строительного мусора в карьер сваливают все что угодно, в том числе высокотоксичные отходы. При этом совершенно не учитывается, что карьер располагается на карстовом массиве, который является зоной питания Мзымтинского месторождения пресных вод, а из него черпает питьевую воду Большой Сочи. Это тянет за собой шлейф непрeд-скaзуемых последствий.
Воровство территории
Олимпийские объекты прибрежного кластера располагаются в Имеретинской низменности. Она ведь тоже имеет стa-тус особо охраняемой территории…
Начнем с того, что в междуречье Мзымты и Псоу находился Имеретинский пляж (10 км), последний пляж Юга России, намытый естественным образом. Теперь он полностью уничтожен. А ведь там вдоль всей полосы росли травянистые растения, занесенные в Красную книгу РФ!
Вдоль пляжа строится инженерная защита олимпийских объектов от шторма. О качестве строительства говорит такой эпизод: 26 марта 2013 года в Сочи был сильный шторм, фактически раскрошивший береговые укрепления. Инженерная защита забирает у пляжа порядка 60 метров, не доходя до уреза воды на пять–восемь метров, хотя по Водному кодексу необходимо оставлять 20 метров.
До строительства пляж не был кадастрирован, то есть не имел четких границ. Поэтому ведется беззастенчивое воровство территории, раздача ее частным образом под предлогом олимпийских строек. К примеру, строящийся в Имеретинской бухте комплекс для пляжного волейбола — тоже «олимпийский объект». Ну как, скажите, к зимним олимпийским видам спорта относится пляжный волейбол?
Территория самой Имеретинской низменности безвозвратно утрачена. Там находились колхидские болота — место отдыха перелетных птиц, а также пять разных краснокнижных типов почв. Здесь были места обитания реликтовых и эндемических видов рептилий и амфибий: тритона Ланца, черепахи болотной, жабы колхидской. Когда началось строительство, они расползались по окружности, а в большинстве своем были уничтожены, так как в осенне-зимний период амфибий и земноводных выловить и переместить в новые места обитания невозможно.
Официальный лозунг «Олимпстроя»: ноль отходов, «зеленые стандарты».
Их так называемые «стандарты» — это «экологически чистое стекло» на 12-тысячном стадионе. Все остальное в эту категорию, судя по их деяниям, не попадает… Примечательно, что в последнее время вообще почти нет пиара Олимпиады. Потому что им самим стыдно.
В марте в вашем офисе в Майкопе был проведен обыск, потом обыскали квартиру, дачу. На днях на двое суток задержали вашего коллегу по «Экологической вахте» Андрея Рудомаху. Теперь от «Экологической вахты» требуют записаться в «иностранные агенты»…
Все эти проверки нелепы. Да, мы получали гранты под определенные экологические проекты, информация о которых никогда не скрывалась. Но наши активисты действуют за счет собственных средств, на собственном внутреннем мотиве. Вот это-то и убивает власти — ведь придраться-то не к чему!
Анна Лесневская, The New Times
Оригинал публикации
Источник: journalufa.com