Нефтеналивной причал в Усть-Луге может быть запущен, несмотря на угрозу экологической … .
В 20-х числах марта могут начаться тестовые отгрузки нефти с нефтеналивного причала в порту Усть-Луга, который является конечной точкой «Балтийской трубопроводной системы – 2». Об этом заявил Reuters официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин.
С начала года это уже не первое решение о планируемом запуске терминала, который строили компании «Роснефтьбункер» и «Невская трубопроводная компания», принадлежащие миллиардеру и товарищу Владимира Путина Геннадию Тимченко.
Провалы на причалах, причина которых до сих пор не ясна строителям, полностью заделаны, уверяют компании-застройщики. Представители Минтранса обещают полную «боевую готовность» по устранению аварийных разливов нефти при наливе танкеров. Вице-премьер Игорь Сечин требует от главы Ростехнадзора Николая Кутьина подписать соответствующие разрешительные документы на ввод терминала в эксплуатацию.
Кутьин оказался в сложном положении, когда нужно выбирать: не выполнить приказ высокопоставленного чиновника, который уже давно позиционирует себя как «правую руку» Путина, или подписаться под документами на запуск опасного объекта, на котором не просто выявлены отдельные недостатки, а есть реальная угроза экологической катастрофы в Балтийском море.
Напомним, что еще полгода назад представители ведомства прямо назвали «преступными» действия «Роснефтьбункера», который построил терминал без оформленного разрешения на строительство и с нарушением проектно-строительной документации.
Между тем, халатность чиновников и застройщиков, обеспокоенных лишь экономической стороной дела, в случае возникновения аварийной ситуации может стать роковой для флоры и фауны Финского залива. Экологическая обстановка в российской части Балтийского моря и без Усть-Луги характеризуется экологами как крайне неблагоприятная. Так, в мае прошлого года совсем недалеко от злополучного терминала на Кургальском полуострове были обнаружены нефтяные пятна от 7 до 10 кв. км. Виновника так и не нашли, но экологи говорят, что государственному заказнику нанесен непоправимый ущерб. Жители близлежащих поселков обратились в администрацию порта Усть-Луга, однако, там им заявили, что в порту отсутствует инфраструктура по ликвидации аварийных разливов нефти. Более того, выяснилось, что и в порту Санкт-Петербурга помочь не могут: зона действия ГУП «ПИЛАРН» в акватории Финского залива распространяется лишь до Кронштадта. Таким образом, за счет чего Минтранс планирует обеспечить экологическую безопасность в Усть-Луге, так и не ясно. Экологи утверждают, что разливы нефти в регионе наиболее опасны именно весной, в период нереста рыб и размножения водоплавающих птиц, многие из которых находятся под особой охраной государства. Разлив же порядка 100 тыс. тонн нефти на терминале, который по данным Ростехнадзора может обрушиться в любой момент, приведет к экологической катастрофе международного масштаба.
Дать разрешение Николаю Кутьину мешает и еще одно обстоятельство. С осени прошлого года Ростехнадзор ведет борьбу на соседнем причале для перевалки нефтепродуктов, который также принадлежит «Роснефтьбунекру». Плановая проверка Ростехнадзора еще летом установила, что терминал уже полгода как работает без официальных документов на ввод в эксплуатацию. Комиссия составила акт и оштрафовала компанию на 20 тыс. руб., но почти все ее решения были успешно оспорены юристами Геннадия Тимченко в арбитражном суде. «Роснефтьбункер» заявил, что на терминале просто проводится тестирование оборудования. Однако «пуско-наладочные работы» в таком режиме идут уже целый год, на конец 2011 года объем экспортных отгрузок мазута составил 6 млн тонн – ровно столько и составляет годовая мощность первой очереди терминала. Ростехнадзор продолжает в судах настаивать на незаконности такой работы, но отгрузки с терминала продолжаются по сей день.
Учитывая магию имени Геннадия Тимченко, никто из чиновников или руководителей госкомпаний не готов заявить о некомпетентности компании-застройщика. Знакомые с состоянием дел в Усть-Луге говорят, что «там давно все украли» еще до прихода нынешнего гендиректора «Роснефтьбункера» Константина Хамлая. Конкретные схемы мало кого интересуют, но есть и документальные свидетельства, иллюстрирующие обычную хозяйственную деятельность компании. В августе прошлого года стало известно об уголовном деле о хищении у «Роснефтьбункера» более 2 млн рублей. Компания заключила договор с некоей петербургской фирмой, обещавшей построить на терминале здания противорадиационного укрытия и блоки помещений обогрева, и перечислила ей аванс. И деньги, и сама фирма пропали, но «Роснефтьбункер» обратился в правоохранительные органы только когда обнаружил отсутствие построенных объектов по окончании срока исполнения договора. Возможно, менеджмент компании и не имеет отношения к похищенным деньгам, но сам факт происшествия говорит о его профессионализме при выборе подрядчиков.
Пока неизвестно, кто из зарубежных трейдеров рискнет приобрести российскую нефть с небезопасного терминала. Тендер, объявленный нефтяными компаниями на поставку первых партий нефти из Усть-Луги в марте, будет уже третьим по счету: два других не состоялись из-за отсутствия заявок. Уже полгода государственная «Транснефть» перекачивает сырье из одного хранилища в другое по новой трубе, строительство которой, кстати, обошлось ей примерно в $5 млрд. И если имиджу России на международной арене это уже вряд ли серьезно повредит, то подмоченной окажется репутация Геннадия Тимченко, фактически, подставившего своего друга Владимира Путина, для которого проект «БТС-2» должен был стать одним из главных политических достижений. Но сакральная жертва уже найдена: по данным журналистов ведущих СМИ, в новом правительстве не будет Игоря Сечина, который курировал проект от имени правительства.
Источник: polit.ru