… Новые силы Кыргызстана»: Строительство железной дороги из Китая в КР грозит экологической .
Строительство узкоколейной железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан вызывает массу споров в обществе. Одни считают, что сулит оно нам инвестиционные потоки и увеличения количества туристов, как из самого Китая, так и из других стран. Другие уверены, что за проектом скрывается «кот в мешке», который таит массу острых углов, угрожающих как населению республики, так и целостности государства.
Накануне порталNews-Asia писал о том, что в Бишкеке активизировала свою деятельность народное объединение «Новые силы Кыргызстана» («Кыргызстандын Жаны Кучтеру»). Его активисты уверены, что исполнительная власть КР искусственно скрывает вопросы подписания соглашений по строительству железной дороги из Китая. Между тем, эти проблемы напрямую затрагивают суверенитет Кыргызстана. Перед руководством страны и населением республики встает вопрос обеспечения безопасности в случае китайской экспансии на территории КР. Поскольку дорогу «КНР-Кыргызстан-Узбекистан» будут строить китайские военные, коих в республике на официальном основании окажется несколько тысяч. Следовательно, киргизские земли рискуют стать китайским анклавом.
Сегодня, 30 марта, в стенах пресс-центра «Россия» лидер объединения Таалай Эсеналиев, а также его коллеги-сопредседатели «Новых сил Кыргызстана» подробно рассказали прессе о том, что готовят населению страны власти КР, подписывая договор с Китаем о строительстве узкоколейки, связывающей три государства.
— В последнее время проблема строительства железной дороги все больше будоражит население Кыргызстана, — начал свое выступление сопредседатель движения Бакыт Мусаев. – Мы хотим придать широкую огласку проблеме и рассказать, как может повлиять на страну строительство железной дороги. Мы хотим обратить внимание наших депутатов на то, чем может быть чреват этот проект. Наша земля уходит под строительство китайской дороги. Насколько это нам выгодно? К тому же, у общественности до сих пор нет документации, на каких условиях осуществляется проект, и безопасно ли это для нас. По информации правительства, за строительство дороги Кыргызстан должен будет отдать 23 месторождения Китаю за несколько миллиардов долларов. Хотя на данный момент их оценочная стоимость составляет 3,5 триллиона долларов. Кроме того, согласно одному из пунктов контракта с Китаем, оговаривается, что сторона, разрабатывая недра земли, не предусматривает возврат оной. Налицо китайская экспансия. В случае спорных коммерческих вопросов Китай сможет защитить свои интересы вводом войск, а мы — нет.
— Данный проект имеет не только стратегический момент в масштабах страны, но и для всей Центральной Азии, — отмечает лидер гражданского объединения «Новые силы Кыргызстана» Таалай Эсеналиев. — Китай сейчас занимает сильные позиции. Для него Киргизия является «воротами» в Азию, а железная дорога – «ключами от ворот». Мы граничим со странами ОДКБ, поэтому считаем, что этот вопрос затрагивает и интересы ОДКБ. В чьих интересах строительство дороге, народ и общественность в неведении.
— С экологической точки зрения аренда китайцами месторождений может привести Киргизию к катастрофе. На Жетим-Тоо и Сандык скапливается 40 процентов пресной воды Кыргызстана. В этих точках расположены порядка 700 из 1600 ледников. Если их отдадут в аренду КНР на 99 лет – это будет означать, что мы лишимся их навсегда, — считает Кубат Токсобаев, сопредседатель движения. — Это будет катастрофа. В нашем регионе также имеются алюминиевые месторождения, на разработку которых необходимо огромное количество воды. После их обработке на этой земле 40 лет ничего не будет расти. А воду вокруг месторождения нельзя будет употреблять. Эти ресурсы мы хотим отдать Китаю. Мы требуем от парламента провести слушания с участием общественности, а также принятия от депутатов однозначного и, главное, открытого решения по соглашениям с Китаем.
Активисты уверены, что в случае подписания соглашения между двумя странами Китай загонит Киргизию в долги за ее же деньги. Поэтому, по словам лидеров движения, они, как и весь киргизский народ, оставляют за собой право действовать в рамках закона и защищать свои интересы и интересы своего государства.
— Эти территории могут нам просто не вернуться, — дополняет ораторов Бакыт Мусаев. – Получается, что в Кыргызстане будет энное количество заложенных Китаю за строительство железной дороги месторождений. Если что случится, они заберут их. Мы не видим никаких гарантий со стороны Китая по защите интересов КР. Они, изначально зная, что будут форс-мажорные обстоятельства, заключают заведомо нестабильный договор. Ведь дорога будет проходить по горной местности. Кроме того, наша страна сейсмически опасна. Уважаемый Жогорку Кенеш [парламент – прим. авт.], обратите внимание на эти проблемы. Наблюдается прямая связь между старой властью, инициировавшей вопрос строительства ЖД, и новой. Этот проект активно начал продвигаться в 2006 году, и даже раньше, при Акаеве. Несомненно, что за этими процессами могут стоять представители клана Бакиевых, которые лоббируют начатые ими когда-то процессы. Это предательство народа Кыргызстана.
Отметим, что народное объединение «Новые силы Кыргызстана» («Кыргызстандын Жаны Кучтеру»), позиционирующее себя в качестве прямых участников и движущей силы революций 2005-го и 2010-го годов, подготовило текст обращения к парламентариям страны, а также в соответствующие комитеты Жогорку Кенеша. В документе активисты выдвигают ряд предложений по разрешению проблемы. В частности, «Новые силы» настаивают на проведении парламентских слушаний и более тщательного изучения вопроса и его незамедлительного решения. Иначе недра Кыргызстана будут использованы в качестве компенсации перед Китаем.
Источник: www.news-asia.ru