Экологическая катастрофа на Куяльнике: лиман съежился треть, а в окрестностях бушуют соляные бури (фоторепортаж) .
По моему, проблема еще в том, что от этого старого канала практически ничего не осталось. Я например видел эти остатки, в районе кемпинга и Киселово что-то и сохранилось, но это мизерная часть всего этого канала, и на него рассчитывать не нужно. Давайте пройдем по предполагаемой трассе от самого моря до лимана.Во первых, местность сильно изменилась с тех пор, когда там проходил этот канал. И если предположить, что будет возможность тянуть его по частным территориям, то получается, что от моря канал должен идти вдоль территории «Молодой гвардии» до самой Николаевской дороги. Здесь особых препятствий вроде нет, если не считать что прийдется убрать несколько строений на самом пляже и деревья в парке по трассе канала. Но, «овчинка стоит выделки». По моему это самый легкий участок. Дальше, пройти под Николаевской дорогой — тоже можно без особых проблем. Теперь выходим на Киселово на ул.Штилевую.Слева остается кемпинг «Дельфин» со своими структурными постройками, а справа жилые дома частного сектора и гора. Можно рыть канал прямо по ул.Штилевой. Но тогда возникла бы другая проблема — человек, выходя из дома, вместо улицы попадает в канал! Можно сверху закрыть бетонными плитами, улица примет прежний вид(даже лучше, чем она сейчас), а можно вообще проложить трубу по улице и засыпать Кстати, там близко подпочвенные воды, и в этой воде будет лежать труба, как это будет выглядеть лет через 20-30-50? Можно улицу вообще оставить в покое, а канал сместить влево на десяток метров, на территорию (частично заброшенную) кемпинга. Если поступить именно так, то канал можно дотянуть до самой железной дороги без особых проблем.Здесь сносится только часть построек кемпинга, идущих парпллельно Штилевой. Теперь остается самый трудный участок — железная дорога! Я еще помню времена, когда в этом месте проходила всего 1 (одна) жд ветка! Была небольшая узкая насыпь по которой она и шла.Под горой, где кончается Киселово и начинается Шевченко был мост, по которому и проходила железная дорога, недалеко стоял столб семафора с двумя указательными планками-стрелами.Эти планки могли занимать различные положения и приводились в нужное положение тросами и лебедкой, расположенной возле будки стрелочника недалеко от станции. Примерно на половине расстояния между Шевченко и Сортировочной был тоннель под жд, мы там (дети) ходили во весь рост. Могу предположить, что именно через этот тоннель вода и попадала в лиман.В дальнейшем, при расширении жд насыпи, этот тоннель вместе с мостом у Шевченко были засыпаны. Кстати, хутор «Тупик», о котором уже писала Думская, расположен как раз в том самом месте, где из-под насыпи когда-то выходил тоннель! Раньше, за насыпью железной дороги, была открытая местность до самого лимана, никакой трассы и других возвышенностей не было, поэтому было достаточно «протолкнуть » воду под железной дорогой, а дальше, до самого лимана она могла идти самотеком. Очевидно, в этом тогда и состояла простота такого важного проекта. Вернемся к нам. Сейчас в этом месте проходят несколько десятков жд путей, и ширина насыпи в этом месте наверное превышает 100 метров. Нужно пройти под всеми этими рельсами, коммуникациями, сигнализациями, кабелями и стрелками, и по моему, это самая большая работа! Дальше, за жд выходим на затопленные просторы, поросшие камышом. Сейчас там раздолье для рыбаков.Значит, с этим болотом вижу два варианта: болото, насколько я понимаю, находится немного выше уровня лимана, и если под окружной дорогой пробить тоннель — вода из озера уходит в лиман, территория осушается и по ней прокладывается канал (или труба) до самой трассы, соединяется с тоннелем под трассой и уходит в лиман. Вижу второй вариант: тоннель под трассой ложится немного выше уровня воды в этом озере. Вода по каналу поступает в озеро(болото), наполняет его до определенного уровня(рассчитать уровень расположения тоннеля под окружной)и излишек воды переливается в лиман.Учитывая перепад между уровнями моря и лимана в 5-6 метров, можно создать на этой территории небольшое озеро с морской водой, такой себе «минилиманчик».Такой проект был бы дешевле осушения, но пришлось бы перекрыть от затопления часть пос.Шевченко. Ну и естественно, в каком-то месте должны быть обязательно шлюзы для регулирования прихода воды.Там есть и еще одна трудность: прямо по этим болотам проходят 4 трубы большого диаметра(кажется 750 мм.), которые питают водой пос.Котовского, порт Южный и припортовый.Во всяком случае так объясняли при строительстве в 1976 году.Как бы там не было, но трубы рабочие, лежат под давлением 16 атм. и сверху построена дамба метра три.Это все нужно преодолеть! В проекте с таким каналом вижу и опасность: как известно, перепад уровней составляет 6 метров. Что произойдет при аварии шлюзов? Вода беспрепятственно поступает в лиман, наполняет его, а дальше его уровень будет стремиться сравняться с морем Это значит, что часть Шевченко, Куяльник и вся прилегающая территория имеют шанс быть подтопленными. 6 метров &mdas
Источник: dumskaya.net