Экологи предлагают оценить последствия добычи углеводородов в Арктике .
Трагедия нефтегазовой буровой платформы «Кольская» в Охотском море совпала по времени с началом борьбы экологов за предотвращение активной добывающей деятельности за Полярным кругом. Всемирный фонд дикой природы (WWF) объявил 2012-й Годом Арктики. «Зеленые» отмечают активизацию государств, претендующих на углеводороды арктического шельфа, и предупреждают, что бесконтрольная добыча полезных ископаемых может создать серьезную угрозу хрупкой экосистеме Севера.
В поисках шельфовой нефти и газа страны Арктического бассейна стремятся уйти все дальше на север. Но добыча углеводородов там не только дороже по себестоимости, но и потенциально опаснее для природы. В частности, на сегодняшний день просто не существует технологий ликвидации разливов нефти подо льдом. Последствия же этих разливов в Арктике неизмеримо тяжелее, чем в средних широтах. «К примеру, после случившейся в марте 1989 года на Аляске аварии с танкером Exxon Valdez разлившаяся тогда нефть не разложилась и до сих пор находится на дне», — напоминает директор российского WWF Игорь Честин. Тогда было загрязнено около 2000 км побережья Аляски.
Именно поэтому экологи считают, что на добычу углеводородов в Арктике следует ввести запрет, по крайней мере до тех пор, пока не появятся технологии ликвидации аварий. И голоса «зеленых» власть слышит. «Было поручение российского президента о том, что в Арктике могут реализовываться только те нефтяные проекты, по которым ведущие их компании могут доказать наличие у них средств для ликвидации возможных разливов, — напоминает Честин. — К сожалению, все реализуемые сегодня проекты этому не соответствуют».
Районы добычи и транспортировки нефти пересекаются с ареалами обитания и путями миграции северных животных. «Зеленые» предлагают искать конструктивный компромисс между желаниями нефтяных и газовых корпораций и задачами по сохранению природы. Тем более что арктические углеводороды обходятся гораздо дороже добываемых в средних широтах. «Это не вопрос времени, а вопрос принципа, — считает координатор программы WWF «Климат и энергетика» Алексей Кокорин. — Если добыча в высоких широтах будет слишком дорога, то приоритет должен быть отдан охране природы».
С необходимостью соблюдения баланса согласна и директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Светлана Юрманова: «Баланс должен быть во всем и везде, а в Арктике в первую очередь. В ключевом документе, «Основы государственной политики в Арктике», есть четыре направления: минимизация негативного воздействия на окружающую среду от действующих предприятий, ликвидация прошлого экологического ущерба, сохранение биоразнообразия и расширение сети особо охраняемых территорий и развитие сети наблюдений и мониторинга». Также она отметила необходимость развития международного сотрудничества и предотвращение возможных чрезвычайных ситуаций в Арктике, подчеркнув, что гораздо важнее предотвратить, чем потом заниматься ликвидацией последствий.
Чрезвычайные ситуации в Арктике могут быть связаны не только с авариями при разведке и добыче нефти или газа. Арктика — это короткий путь для транспортировки различных грузов. Северный морской путь, который еще недавно казался экстремальным, сейчас в связи с изменением климата и ледовой обстановки уже рассматривается почти как полноценная транспортная магистраль. «Площадь льдов в Северном Ледовитом океане уменьшается с каждым годом и в 2011-м достигла своего исторического минимума за период с 1972 года, когда начались регулярные спутниковые наблюдения», — говорит Кокорин. С 1979 года втрое уменьшился и объем летних льдов.
Кокорин отмечает, что существует несколько модельных сценариев изменения ледового покрова Арктики. В соответствии с одним из них Арктика в летнее время будет полностью освобождаться ото льда только к 2060 году. «Но есть и другие модели, более алармистские, — говорит представитель WWF. — По наиболее пессимистическому сценарию такой момент может наступить на 30 лет раньше — к 2030-му».
При любом сценарии вероятность столкновения с айсбергами для судов будет только возрастать. Ледяные щиты разрушаются не только в Западной Антарктике и Гренландии. «Через пять, максимум десять лет ожидается разрушение ледяных щитов Новой Земли, а чуть позже и Северной Земли, — говорит Алексей Кокорин. — Льдов в Арктике будет действительно меньше, но айсбергов там будет больше. Вести себя в этих условиях нужно очень умно: понадобится хорошая система мониторинга, система предупреждения встреч с айсбергами».
С изменением климата связана еще одна проблема Севера — устойчивость зданий и конструкций, построенных на вечной мерзлоте. Уже сейчас до 40% таких сооружений находится в аварийном состоянии, чаще всего в зонах, связанных с термокарстом. «Термокарст можно сравнить с сыром рокфор, — поясняет Алексей Кокорин, — в ледяные линзы затекла вода, они растаяли. Термокарст к тому же накладывается на нашу бесхозяйственность — всегда где-то что-то течет, но в какой-то момент протечка приводит к разрушению».
Кроме того, все явственнее проявляется береговая эрозия — по некоторым оценкам, территория России ежегодно уменьшается на 30 кв. км. Этот процесс был всегда, но сейчас он усилился из-за того, что стало меньше припайного льда, который защищал берег от волн. Может показаться, что такая площадь незначительна по сравнению с размерами страны, но как раз на этой, постоянно размываемой береговой линии находятся многие сооружения: портовые постройки, маяки (в том числе и с радиоактивными источниками питания), метеостанции.
Осенью 2012 года пройдет 3-й Международный арктический форум, который будет посвящен экологии Арктики. Возможно, к этому времени уже можно будет подвести первые итоги Арктического года: создание новых охраняемых территорий, введение единых стандартов деятельности в Арктике для всех стран, безопасность хождения судов и сведение к минимуму чрезвычайных ситуаций.
Источник: mn.ru