Свободненским экологам приходится работать в узких «рамках своих полномочий» .
Чёрный снег, сажа с неба, свалки, зловонные ручейки, масштабные стройки, заменившие лесные массивы на песчаные степи, — как-то не радует глаз такое вот «развитие» нашего дальневосточного города. Да и одно дело — глаз радовать, другое — весь организм. А у него шансы на «радость» и здоровье в нашем городе, да и районе, весьма невелики.
Этот вывод мы сделали после беседы с экологом и старшим государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей среды (по охране природы), по надзору в области использования и охраны водных объектов, по надзору за геологическим учением, рациональным использованием и охраной недр местного значения Л.П. Литуновской.
ЗАКОН БЬЁТ ПО РУКАМ ТЕХ, КТО ЕГО ИСПОЛНЯЕТ
— Любовь Петровна, ещё до 2011 года мы довольно часто слышали о работе экологов, результатах проверок, штрафах, а потом ваша служба стала слабо заметной. С чем это связано, неужели работы поубавилось?
— Работы не убавилось. Без малого 25 лет стою на охране экологии и с тревогой отмечаю, что последние законы, к сожалению, меняются не в лучшую сторону. Сегодня наш Западный межрайонный отдел является структурным подразделением Министерства природных ресурсов Амурской области. В настоящее время осуществляет надзорную деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды на подведомственной отделу территории. Зона деятельности нашего отдела: Свободный, Свободненский район, город Шимановск и район, Мазановский, Селемджинский, Магдагачинский районы.
Мы напрямую подчиняемся областному министерству природных ресурсов и закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора» № 294 от 26.12.2008, который действует в равной степени для всех надзорных органов. С одной стороны, он защищает права организаций, предприятий, предпринимателей, с другой — регламентирует наши инспекторские действия в рамках закона.
— То есть охранять вы уже ничего не должны, только подчиняться?
— Нет, почему. Но в соответствии с новым законом мы занимаемся плановыми мероприятиями по надзору. За год до проведения плановых проверок мы составляем план, подбираем организации, причём не все без исключения, а потенциально опасные, которые относятся к сфере регионального надзора, но никак не федерального.
— Значит, если ранее вы могли действовать сразу, как только увидите факты нарушения, то сейчас по закону занимаетесь мероприятиями, которые за год сформировали. При этом можете проверить только местные предприятия. И чем ближе к территории, тем меньше полномочий?
— Полномочий немало, тем не менее не везде есть доступ для экологов.
— А специалисты вашей организации имеют экологическое образование?
— Мы все считаемся экологами, но не обязательно со спецобразованием. У нас есть специалисты в области недропользования, геолог, специалист с агрономическим образованием, юридическим. Есть все необходимые знания, чтобы эффективно, грамотно, объективно провести любую работу. И опыт у нас большой.
— В чём же ограничения?
— К примеру, Управление Росприроднадзора по Амурской области — это федеральный орган и может проверить тот же космодром, а мы нет. В области охраны окружающей среды вертикаль построена так: есть федеральный орган (Управление Росприроднадзора, которое находится в Благовещенске) и орган субъекта — это министерство природных ресурсов.
Новый закон чётко регламентирует плановые проверки, которые для нас согласовывает областная межрайонная природоохранная прокуратура. При этом проведение плановой проверки возможно только по истечении 3-х лет со дня регистрации природопользователя или 3-х лет со дня последней плановой проверки. Мы проводим работу по всем тем полномочиям, которые нам по положению об отделе разрешены. Это плановые комплексные проверки стационарных, передвижных и прочих источников негативного воздействия на окружающую среду, которые есть на предприятии. Взять, к примеру, котельные. Мы можем проверить разрешающие документы, нормирующие выбросы в атмосферу, наименования по ингредиентам, количество, разрешённое к выбросу.
— Значит, если работа котельной не устраивает, можно обращаться сразу к вам?
— Можно. Но сразу хочу сказать, что обращения должны приниматься нами в соответствии с установленным порядком. А он таков: только письменное заявление с указанием контактных данных заявителя, направленное в министерство природных ресурсов в Благовещенск. Там в соответствии с нашим регламентом определено лицо, которое ведёт журнал обращений граждан, каждое обращение регистрируется, направляется на рассмотрение в структурное подразделение в форме поручения министра (резолюция). Ответственный исполнитель обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, например в форме проведения выездной внеплановой проверки.
— А у вас вообще нет полномочий принять заявление? Вдруг экологическая катастрофа?
— Можем принять. Но только с условием передачи его в министерство природных ресурсов. В регламенте говорится, что обращение подают юридическому лицу, то есть в минприроды. После того как министр с ним ознакомится, он накладывает свою резолюцию и письмо спускается к нам для работы.
В случае создания угрозы окружающей среде, жизни, здоровью граждан мы незамедлительно обязаны сообщить в министерство о сложившейся ситуации и по приказу министерства провести внеплановую выездную проверку с межрайонной природоохранной прокуратурой. А в случае фактического нанесения ущерба окружающей среде, мы вправе немедленно приступить к проведению мероприятий по локализации вреда, причинённого окружающей среде, связанного со здоровьем населения, при этом сделав срочное сообщение в министерство для дальнейшего согласования по проведению надзорной деятельности.
— Но это же чистой воды бюрократия!
— Такой порядок регламентируется вышеуказанным законом № 294.
— Документооборот выглядит очень длинно. Месяца два заявления с приказами «гуляют»?
— Нет. Это быстро. В том же законе сроки по работе с заявлениями указаны конкретные — максимум сутки-двое. Нам приказ о проведении внеплановой выездной проверки спускается оперативно. Словом, внеплановую проверку мы всё же можем провести. Но только после того, как наше обращение поступит в министерство, там издадут приказ, укажут предмет и цели проверки, и мы выезжаем на место.
— А какие документы вы составляете по итогам работы?
— Акты проведения проверки, по результатам — предписания, а в случае выявления нарушения природоохранного законодательства составляем протоколы, нам даны такие полномочия. Выносим постановление о назначении административного наказания. Мы вполне имеем на это право, но, конечно, по тем статьям, которые в нашей подведомственности. Например, охрана атмосферного воздуха: котельные, пилорамы, хлебопекарни, мебельные производственные объекты, прочие предприятия. Мы можем проверить законность их деятельности, количество и соответствие нормам выбросов. Проверяем сбросы сточных вод, канализованные объекты, здания, сооружения, сети канализации, объёмы сбросов. Мы контролируем в полном объёме вопрос по водоотведению, исключая водозаборные скважины. Водопотребление — не наши полномочия.
ЖИТЬ В ГОРОДЕ НЕБЕЗОПАСНО
— Тогда поговорим о сбросах. Например, о зловонном ручье за железнодорожным парком, отравляющем удовольствие от прогулок в зелёной зоне большому количеству горожан.
— Есть такой. Но администрация города много делает для решения этого вопроса. Две новые нитки канализационного коллектора уже построены. Они позволяют «перехватить» городские сточные воды и направить на одни-единственные существующие очистные сооружения, находящиеся в районе бывшего силикатного завода. Пока объём сточных канализационных вод в городе, в том числе от центральной части, не весь перехвачен, но сброс от центра города намного уменьшился. Вместе с тем строят новые дома, присоединяют к существующим сетям канализации… Объём увеличивается, и наши очистные сооружения мощностью пять тысяч кубометров в сутки уже не справляются. Большие объёмы принять они не могут.
— В каких местах осуществляются сбросы отходов в Зею?
— У нас в городе существуют выпуски без очистки в Северном городке в речку Ключевая. Там нет очистки, просто накопитель и сброс осуществляется прямо в Ключевую и далее — в Зею. Следующий выпуск — залинейная часть города, там небольшой жилой микрорайон по ул. Чубаровых и были раньше очистные ЖБИ, но трубы уже все пришли в негодность. Они доходят до реки, не проходя очистные. Оголовок трубы обрезан, и прямо в речку осуществляются канализационные сбросы из залинейной части. В настоящее время администрацией города Свободного ведётся работа по подготовке проектно-сметной документации.
— Получается, городской пляж небезопасен для купания?
— Всё небезопасно, но угрожающей ситуации нет. Контроль за воздействием на Зею выше сброса и ниже осуществляет лаборатория экологического контроля ООО «Теплосеть».
— Но лаборатория в «Теплосети» разве не заинтересованная организация? Об объективности может идти речь в данном случае?
— Трудно сказать. Но, по крайней мере, в других городах и того нет. Это называется производственный контроль.
— А как в центральной части города обстоят дела?
— Конечно, есть выпуск и из центральной части города. Часть идёт на очистные сооружения, часть нет — и тот самый «ручеёк», то есть сброс, о котором вы спрашивали, идёт по установившемуся руслу в пойменную часть реки Зея. Протекает по рельефу до реки и выпускается в воду ниже пляжа. Если двигаться далее, то в районе речного порта в Суражевке тоже есть сбросы. Там небольшие объёмы, но осуществляются вообще без очистки в затон реки Зея.
— Излюбленное место отдыха жителей Суражевки…
— Далее ЛИУ. Там хорошие очистные сооружения. Осуществляется биологическая очистка. Но и там проблема — не хватает объёма сброса, и биологическая очистка идёт недостаточно эффективно. Но ЛИУ — это организация федерального подчинения.
— Всё же тихая равномерная угроза есть?
— Не хочу никого пугать. В нашей деятельности случаев аварийного сброса или представляющих потенциальную опасность для жизни пока не было.
— Получается, всё, что сбрасывается без очистки в реку, для нас безопасно?
— Сбросы без очистки оказывают, конечно, негативное воздействие. Но «владелец» этих выпусков — администрация города — принимает меры: провели инвентаризацию разрушенных очистных сооружений, разрабатывают сейчас проект на ближайшую перспективу. Подвижки есть, и нужно отметить, что не каждый муниципалитет может такой работой похвастаться в сегодняшних условиях. Есть выпуск без биологической очистки и в посёлке Дубовка. А чтобы городской выпуск переподключить к очистным сооружениям, мощностей пока недостаточно.
— Давайте поговорим о котельных. Прихожу недавно домой, а на лице мелкие хлопья сажи… К чёрному снегу мы привыкли, а вот к чёрному лицу… В микрорайоне на ул. Репина все котельные соответствуют нормам безопасности?
— Там есть потенциально опасная котельная, мы уже наказывали её на 50 тысяч рублей, выдав предписание.
— И ничего не изменилось?
— Относительно указанной котельной мы получили пояснения, что идёт модернизация ЖКХ и эта, а также ряд других котельных будут закрываться, учитывая строительство новых объектов.
— А с чем выбросы хлопьев всё же связаны?
— Не могу сказать. Правильно вы заметили, что производственный контроль осуществляет организация, ответственная за выбросы…
— Ну а ваша служба может проверить выбросы?
— В нашем министерстве нет специальной лаборатории и проводить аналитический контроль мы не можем. Но хочу сказать, что превышение выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, от котельных в городе Свободном не установлено, по аналитическому контролю «Теплосети» и других организаций.
— Но получается всё же, что они контролируют сами себя?
— Их лаборатории аттестованы и заведующие подписывают протоколы о результатах измерений и несут за них ответственность.
— То есть сажа на лице — это норма?
— На котельную в районе Репина бывают жалобы. Грехов на них много. Предписание мы выдали. Но тогда это было МУП «Теплосеть-1», а потом как юридическое лицо переименовалось и стало ООО «Теплосеть». Полномочия по предписанию теперь им не принадлежат, и, соответственно, оно не выполнено.
— Но вы же можете вторую проверку провести. Предприятие-то осталось на месте, с теми же выбросами…
— Да, можем, по обращению и жалобам населения. Граждане вправе написать письмо в Министерство природных ресурсов Амурской области по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, 135. И нам сразу дадут указание провести внеплановую проверку. Кто желает что-то изменить, а не просто покричать и пар выпустить, может действовать в таком порядке. Но по данному вопросу могу сообщить: на 2015 год запланировано проведение плановой выездной проверки ООО «Теплосеть».
— А борьба со свалками, мусором вокруг города — ваши полномочия?
— Захламление территорий — это не безвыходная проблема. Нужно не быть равнодушными. Обращайтесь в министерство, указывайте конкретно, где и что. То, что приходит нам официально, мы отрабатываем незамедлительно. Конкретное реагирование по любому вопросу мы обеспечим.
— А если вы сами свалку видите — можете спокойно пройти мимо?
— Ну почему пройти мимо? Мы без работы не сидим.
— Но напомню случай, когда буквально в нескольких шагах от вас во дворах жилых домов стояли цистерны с проливающимися на землю остатками мазута и люди жаловались, а реакции не было… Лишь когда газета забила тревогу и на статью среагировала прокуратура, что-то изменилось.
— Письменного обращения в министерство по данному вопросу не поступало. Все надзорные органы сейчас работают по заявлениям. Конечно, если мы видим серьёзную угрозу, то обязаны отреагировать в рамках действующего законодательства.
А КАК В РАЙОНЕ?
— Ну, по городу относительно понятно. Давайте отвлечёмся на район. К примеру, вырубку последнего леса вы можете пресечь?
— Нет, это уже не наши полномочия, а управления лесами. Наши — воздух, вода и отходы.
— Тогда возьмём для примера совсем недавнюю нашумевшую ситуацию, описанную в нашей газете, — «мост» из мусора и песка через речку Бузулька. Есть ли у властей право таким образом проводить работы?
— Мы заезжали на этот мост по пути в командировку. Звонила потом в районную администрацию по этому вопросу, интересовалась, неужели хотели сделать что-то, скажем так, отрицательное? Мне пояснили, что нужно было насыпь через реку расширить до шести метров…
— Это понятно, но, с вашей точки зрения, всё правильно было сделано? Там был мост на сваях, а заменили его на насыпь… Река из берегов вышла…
— Когда мы проезжали, на месте работали экскаватор и бульдозер, снимали высоту насыпи, при этом на тот момент, кстати, высота уровня ледовой поверхности не была критической. Течение реки не остановлено. Говорить о соблюдении или нарушении строительных норм без объективного основания невозможно. Считаю, что в случае письменного обращения, указывающего на факты нарушения, в том числе, водного законодательства, возможно проведение внеплановой выездной проверки. После этого будет возможно установить факты допущенного правонарушения. И если ещё 16 февраля угрозы подтопления не было, то после аномального снегопада может всё измениться. Считаю, что данный вопрос необходимо вынести и обсудить на районной комиссии по делам ГО и ЧС в плане противопаводковых мероприятий. Отмечу, что строительство не должно осуществляться с нарушением экологических норм.
БЕЗОПАСНОСТЬ «СТРОЕК ВЕКА» — НЕ НАШЕГО УМА ДЕЛО?
— И вместе с тем местные «умельцы» для района не так страшны, как близлежащие масштабные стройки. Как эколог, как смотрите на строительство космодрома? Он ведь совсем рядом с населёнными пунктами. И ещё плюс планируется строительство газохимического комплекса, а это два, а впоследствии и три завода.
— Строящиеся объекты относятся к полномочиям федерального надзора и контроля. Объективно данный вопрос прокомментировать не могу.
О том, что на столь масштабные стройки первыми должны заходить экологи, мы, конечно, поговорили, но в «закрытом режиме». В полномочия местных экологов входит полное невмешательство в деятельность подрядчиков. Получается, что дальше местных свалок свободненские экологи «не полномочны».
А федеральный контроль — это люди, которым здесь детей не растить. Приедут ли они в наш вымирающий город, чтобы заботиться о нашей экологии? Вряд ли. Дробление на объекты федерального контроля, «объекты и субъекты Федерации» свою роль играют. Кто пользуется — тот и «контролирует». Это в корне неправильно, но распространено, причём не только в экологической сфере. До 1990 года существовал единый орган охраны окружающей среды. В его ведении были охрана воздуха, воды, животного, растительного мира и были все необходимые полномочия, благодаря которым мы всё же чувствовали некоторую защищённость. Это было правильно. Тогда экологи при каждом слове не вставляли опасливо — «…в рамках своих полномочий», как приходится это делать Л.П. Литуновско. Тогда Любовь Петровна выезжала с журналистами нашей газеты в проблемные точки города, а потом публиковались репортажи с полной информацией о том, какое нарушение, кто допустил и как наказан. А мы ходили в пригородный лес дышать свежим воздухом и не искали по полдня чистый пятачок между свалками, как этой делаем сейчас.
Конечно, котельные, стройки, сбросы — это всё одна сторона медали. Другая — мы сами. Ведь элементарная чистота леса, берегов озёр, к которым мы дружно двинемся уже через пару месяцев, зависит только от нас. Забрать с собой мусор после отдыха на природе многие считают ниже своего мнимого достоинства. Куда достойней положить начало очередной свалке в зелёной зоне. Не пора ли понять, что добрый дядя за нас порядок не наведёт? Просто нет такого дяди, вот и всё. Да и бюрократические условия из разряда «напишите заявление» легко преодолимы. Это ведь простой расчёт на нашу лень. Давайте, наконец, перестанем быть слепыми и равнодушными! И вопреки стараниям тех, кто придумывает «нужные законы», сохраним указанный в статье адрес министерства и будем писать, писать каждый день о проблемах нашего города. Тогда и узнаем, остались ли ещё в нашем государстве настоящие экологи или все «в рамках», и как знать, может, даже сделаем наш город и окружающую его зелёную зону чище?
Что же касается масштабных строек, то Л.П. Литуновская обещала нам поискать подходы и к этой теме. Там о многом можно рассказать, чтобы люди знали, чего может стоить амурчанам государственный размах. Экологическую тему в нашей газете мы на этом не закрываем…
Фото Владимира Межова. Автор: Татьяна Волошина
Мар 6 2015
Источник: www.gzt-sv.ru