Browse By

Башкирия: руководитель планетария о космосе, Шевчуке и НЛО .

14 мая 2014

Анатолий Денисов – астроном, больше 35 лет бессменный директор Уфимского планетария. Человек, навсегда влюбленный в небо и влюбляющий в него всех, кто оказывается в его окружении.

Анатолий Денисов: «Ответы на земные вопросы надо искать в космосе». 

Религия вместо астрономии
— Анатолий Павлович, у вас редкая для сегодняшних дней специальность – астроном. Где её можно получить?
— Пять университетов выпускают в год где-то два десятка специалистов этого профиля. В школе предмет «астрономия» убрали из программы, зато пытаются ввести религию. Дети и так выходят из школы совершенно не ориентирующимися в современной науке и технологиях, а их ещё и религиозно поправить пытаются. Да, есть колоссальный культурный слой, который можно понять только через знания основ религии. Но всё это не в таком виде должно подаваться, как сейчас пытаются.
— Религию в школы хотят внедрить, чтобы через возврат к вере повысить в обществе уровень нравственности. А для чего нужны знания о космосе обычному человеку?
— Космос – это среда, в которой мы живем. Человек – житель Вселенной. Как бы пафосно это ни звучало. Мы привыкли нашу жизнь изучать с точки зрения науки земной. Но все физические и химические закономерности родились во вселенском процессе, в Большом взрыве. А мы не знаем до сих пор многих вещей. К примеру, о происхождении полезных ископаемых — по каким принципам они заложены в те или иные места. Чтобы понять, надо изучать другие планеты, сравнивать. А что уж говорить о таких шкурных вещах, как космическая погода. Проще получить ответы о нашем здоровье у Солнца, научиться предсказывать его воздействия и давать рекомендации. Планетология развивается бурно, но говорить, что она дала серьёзные результаты, рано. Нужно время, полёты, серьезные исследования. Многие страны это поняли и рвутся в космос, на луну. Даже Индия. А у нас решили, что астрономия в школе лишняя.
— В планетарий приходят много школьников. Удаётся их увлечь космосом?
— Дети изначально рождаются с неким генетическим кодом — тягой к небу, звёздам. Стоит только третьекласснику начать рассказывать, он тут же увлекается, столько вопросов возникает. Наивных, детских, но таких глубоких. А вот к 10 классу интерес затухает: дети начинают ориентироваться не по зову души, а профилируются родителями, заражаются прагматизмом, к 11-му — окончательно «заЕГЭшиваются». Это большая беда, потому что сегодня стране нужны люди с инновационным мышлением. Оно рождается в удивлении, которое часто возникает здесь, в планетарии. У кого-то ёкнет сердце, кто-то широко распахнёт глаза. Он многое не поймёт, не запомнит, но это удивление пронесёт через всю жизнь. А интеллектуальный шок позитивно действует на человека, открывает в нём другой процесс, творческий, созидательный. Мы в планетарии как раз ставим для себя задачу не столько знания дать, а сколько поразить.

Нужна толковая смена
— Чтобы поразить современного школьника, избалованного высокими технологиями, 3D эффектами, нужно, как минимум, от них не отставать…
— О 3D-технологиях еще даже никто не слышал, когда мы обозначили для нашего планетария стратегическую задачу – создать максимальный эффект присутствия. Самый первый шаг, который мы для этого сделали, – убрали рамки с изображений со слайдов. Наша художница Венера сидела с лупой и закрашивала типографской краской на слайдах эмаль вокруг героя. Рамок нет, и получается, что, к примеру, Незнайка шагает по темному небу. Уже совсем другой эффект восприятия! Потом купили американскую аппаратуру для создания панорамных изображений. Первыми в России. Включаешь, и ты как будто на Марсе – вокруг тебя холмы. Первыми в стране в конце 80-х стали применять видеопроектор, который дал возможность показывать картинку прямо на куполе. Но мы продолжали мечтать о полном эффекте присутствия. Вот уже больше месяца, как наша мечта осуществилась. Закупленная многопроекторная система позволяет передавать изображение на весь купол и полностью погрузить человека в космос, эффект ни с чем не сравнимый.
— Какие вы находите слова для чиновников, чтобы убедить финансировать ваши технические идеи?
— Многое зависит от начальства… Да и денег-то таких больших не требуется. Самым важным достижением считаю приобретение в 1995-м году немецкого проектора звёздного неба Skymaster, лучшего в мире, тогда единственного такого уровня в СНГ. Приезжавший представитель немцев сказал, что для такого маленького планетария ещё ни разу не поставляли оборудование. Никто не верил, что нам удастся найти 450 тысяч немецких марок. Но мои письма возымели действие: из бюджета деньги дали. Подобная система появилась в двух городах только через 14 лет после нас. Проектор показывает точную картину звездного неба, около 8,5 тысяч звезд – таким небо открывается только космонавтам.
— Ещё есть о чём мечтать?
— Давно требует реконструкции здание. Купол весь в швах. Уже 7 лет письма пишу о выделении финансирования. Глава говорит – это два садика. Говорили, что новый будут строить, да нет пока движения. Но больше меня огорчает отсутствие кадров. Нужна толковая смена. Хочется, чтобы продолжали популяризировать науку о звёздном небе на таком же достойном уровне, точно, грамотно, доступно. Сейчас мы хотим делать собственные полнокупольные программы, чтобы распространять по стране, миру. Надо думать о высочайшей планке.

«Аэлита» от вольнодумца
— Программы – это интересно, но когда же появится возможность у уфимцев наблюдать за реальным небом в телескоп?
— В 1988 году снесли обсерваторию. Она находилась на территории парка Якутова, в 50 метрах от нынешнего Дома детского творчества. Шакиров тогда был у власти. Он съездил в Германию, увидел там симпатичные парки короткошерстные, где всё гладенько, дорожки разлинованные. И решил такой же сделать из якутовского, а обсерватория мешалась. Да, нужна обсерватория, и она включена в планы, о которых я пишу в город.
— Вычитала, что у «Аэлиты» — картины, висящей в фойе планетария, очень интересная история. Заказана она была у художника-вольнодумца.
— Владимир Жигулин был сторожем в планетарии. Да, он числился в вольнодумцах, работал по западным технологиям, под влиянием Сальвадора Дали. Не признавался, ни на какие выставки не приглашался. Писал иконы под заказ, что было запрещено. Как-то из КГБ приходят (оттуда вообще нас часто посещали): «Он что делает на работе?» Я: «Он сторож, бдит, наверно». «Не пишет?» «Не видел». А сам прекрасно знаю, что вот за этим шкафом написанная им икона лежит. Жигулин с шевчуковскими ребятами тусовались ночью в обсерватории. Я знал, но не мешал, лишь просил быть осторожными.
«Аэлиту» (героиня одноименной фантастической повести Алексея Толстого – Ред.) он написал действительно по моему заказу. Изначально рисовал свою жену, потом уже создали этот образ, дополнили ландшафтом. Когда подул свежий ветер перемен, Жигулин смог принять участие на выставке, получил позитивные отклики. Под этим настроем я решил поддержать, выкупить у него «Аэлиту» — 450 рублей получил он за свою работу, это было его первое проданное полотно. Позднее он уехал в Питер, где и вырос как художник.
— Верите ли вы в НЛО?
— Если увидите где-то летающую тарелку, обращайтесь, я развею все мифы – найду объяснение «аномалии» с научной точки зрения. Уже больше десятка таких «тарелок» разоблачил…
ДОСЬЕ
Денисов Анатолий Павлович родился в 1948 году в Давлеканово. Окончил Казанский госуниверситет по специальности «Астрономия». С 1978 года руководит Уфимским городским планетарием. Является одним из основателей Ассоциации планетариев России.

Айгуль МУСИНА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»
Башкирия: о том, зачем башкирский язык в интернете, и чем хороша Уфа
Башкирия: люди не могут посещать музеи в рабочее время
Башкирия: сюрпризы погоды: вырастут пальмы или высохнут берёзы?
Башкирия: скверы и парки Уфы не приспособлены для прогулок с ребёнком
Башкирия: уфимка стала «Маленькой мисс мира 2014»
Башкирия: о чём народ спрашивал у двух президентов

Источник: u7a.ru