Browse By

Как благодаря кино в Екатеринбург прилетели инопланетяне .

МЮЗИКЛ ВМЕСТО ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ
Кинематограф дошел до Урала в 1943 году, когда в Свердловск вместе с заводами массово эвакуировали и деятелей культуры, среди которых было немало режиссеров. Планировалось, что здесь они начнут выпускать патриотическое кино о грядущей победе, однако вопреки ожиданиям, первым фильмом, который был снят на Урале, стал мюзикл «Сильва», рассказывающий о любви молодого аристократа и звезды будапештского варьете.
— «Сильва» снималась в 1944 году ускоренными темпами, — рассказывает «Комсомолке» Лев Эглит, заведующий музеем Свердловской киностудии. — В марте был утвержден режиссерский сценарий, а уже в декабре картина была практически готова. Конечно, все сильно удивились, что в годы войны вдруг вышел музыкальный фильм. А дело в том, что в 1943-м руководитель управления художественных фильмов в комитете по делам кинематографии Михаил Ильич Ромм написал в ЦК партии письмо. Он думал, что война вот-вот закончится, и поэтому надо уже готовить развлекательные фильмы. К нему прислушались и провели эксперимент у нас на Урале.
Однако, несмотря на заказ из Москвы, снимался фильм по остаточному принципу. Режиссерам запрещали работать днем. Осветительная техника требовала слишком много электроэнергии, так необходимой эвакуированным заводам.
— Бывало начальник осветительного цеха зайдет ночью в студию проверить, как съемка идет, а все его подчиненные уснули за осветительными приборами, – отмечает Лев Николаевич. — Приходилось ему их расталкивать, чтобы съемка не останавливалась.
Однако, даже работая по ночам, съемочная группа не раз оставалась без света.
— Однажды ночью снимали сцену, где люди сидели за столиками с шампанским, — добавляет Лев Эглит. — И внезапно вырубился свет. А когда зажегся, со стола куда-то пропала бутылка шампанского! Сейчас бы этого никто не заметил, а тогда это было ЧП. В годы войны достать шампанское было нелегко, съемочный процесс остановился. К счастью, директор картины подсуетился и по своим связям смог где-то найти еще одну бутылку. Только после этого съемки продолжились.
Также дефицит продуктов ударил по съемочной группе, когда вдруг выяснилось, что для придания белизны манишкам аристократов картофельный крахмал не подходит.
— Картофель давал желтизну, что в кадре было просто недопустимо, — рассказывает Эглит. — Нужен был рисовый крахмал, который у нас на Урале не достать. Поэтому режиссер Александр Ивановский отправил своего художника за ним в Среднюю Азию, в Алма-Ату, где работала Центральная объединенная киностудия.
Но все сложности съемочного процесса легко забылись, когда картина вышла на экраны. «Сильва» собирала полные залы по всему Советскому Союзу.
МЕТЛОЙ ПРЕВРАЩАЛИ РЕЗИДЕНЦИЮ ГУБЕРНАТОРА В СТАРИННЫЙ ОСОБНЯК
Первая картина Свердловской киностудии оказалась успешной, поэтому вскоре производство фильмов было поставлено на поток. Одна из самых известных лент — экранизация романа Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы», которую снял знаменитый советский режиссер Ярополк Лапшин. По легенде взяться за историю о капиталистах уездного уральского городка он решил после того, как его поезд долгое время простоял на станции Сан-Донато под Нижним Тагилом, названной так в честь промышленников Демидовых. Большая часть сцен снималась в Екатеринбурге. Так, в одном из эпизодов можно увидеть, как главные герои прогуливаются по Харитоновскому парку на фоне ротонды. А в других сценах то и дело мелькает резиденция губернатора (в то время это был Дом учителя). Чтобы состарить красивое здание, съемочная группа убирала из кадра все автомобили и тщательно выметала с дороги весь современный мусор.
— Со времен съемок сохранилась одна уникальная фотография. На ней видно, как идет подготовка съемочной площадки перед Домом учителя, — говорит Лев Эглит. — Любопытная деталь: художник-постановщик фильма Юрий Стратов на ней лично берет в руки метлу и подметает дорогу. У него был высокий статус, так что можно было спокойно сидеть и поглядывать, но он решил сам прибраться.
Съемки картины проходили и в Нижнем Тагиле. Так, знаменитую Лисью гору можно увидеть в сцене, где героиня Людмилы Чурсиной приезжает к наследнику миллионного состояния. К слову, тогда милиции пришлось выставить оцепление, чтобы поклонники актрисы не попали на съемочную площадку. Это не помогло. Желая получить автограф любимой актрисы, люди буквально снесли милицейский заслон.
 
ПРЕВРАТИЛИ ЕКАТЕРИНБУРГ В АМЕРИКУ
В годы перестройки и начале 90-х Свердловская киностудия продолжала оставаться «уральским Голливудом». Одна из самых любопытных работ этого периода – фильм с непритязательным названием «Патриотическая комедия» от режиссера Владимира Хотиненко. В главных ролях — Алексей Серебряков и Сергей Маковецкий. Первый играет опера, а второй интеллигента, живущего в старом доме по соседству с домовыми, привидениями и дверью, через которую можно попасть в любую столицу мира. Примечательно, что практически весь фильм был снят в Екатеринбурге. Начинается он у обелиска Европа-Азия. Затем мы наблюдаем сцену погони милиционера за бандитами по Ново-Московскому тракту, которая плавно переходит в погоню по улицам уральской столицы. Герои проезжают мимо особняка на берегу Исети, в котором жил писатель Гайдар и выбираются на Макаровский мост, за которым еще стоит элеватор мельницы. Затем действие плавно переходит к старинному домику, построенному прямо напротив Белого дома. В кадр, кроме высотного здания, то и дело попадают стадион Динамо, колокольня Вознесенской церкви в строительных лесах и мукомольный завод.
— «Патриотическая комедия» специально снималась на набережной Екатеринбурга, потому что в начале 90-х в этом месте еще стояло огромное количество старых домов, необходимых по сюжету, — объясняет Лев Эглит.
Однако самая любопытная сцена случается приблизительно в середине фильма, когда над Белым домом вдруг зависает… летающая тарелка. Правда, зеленые человечки из нее не высаживаются. НЛО зависает ненадолго над вотчиной наших чиновников и улетает. К слову, это не единственный случай, когда дом правительства Свердловской области снимался в кино. Его же можно увидеть в ленте «Мафия бессмертна» 1993 года, главную роль в котором сыграл Дмитрий Певцов. История о частном детективе, который ищет камень Будды, в какой-то момент переносится в США. Честь сыграть роль американского небоскреба и выпала самому высокому зданию Екатеринбурга тех времен — Белому дому. А чтобы зрители не сомневались, на каком континенте происходит действие, съемочная группа добавила на парковку перед ним множество иномарок с выдуманными иностранными номерами желтого цвета. Также в этом фильме можно увидеть КОСК. Там проходит танцевальный конкурс, в котором герой Дмитрия Певцова принимает участие. 
 

Источник: ural.kp.ru