В фантастической драме «Прибытие» инопланетяне убеждают … .

12 НЛО в виде гигантских спутниковых тарелок, поставленных на попа, приземляются в различных частях света. Щедрее всего инопланетные гости одаривают Россию, дислоцировав на ее территории сразу два корабля (один из них, кажется, в Крыму). Основное же действие картины разворачивается в штате Монтана, США. Там с пришельцами (гектоподами, то есть семиногими), помимо бравых вояк, пробуют столковаться "добрые следователи" – лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс) и физик Иэн Доннели (Джереми Реннер). Оказывается, что неведомые существа имеют собственную письменность, отличную от любой земной. Преодолевая трудности перевода, Иэн и Луиза натолкнутся на цепь открытий – про человечество, будущее и себя самих. Тем временем, у других стран не выдерживают нервы – инопланетян приказано разбомбить…
Российская премьера "Прибытия" пройдет в один день с мировой (11 ноября), и это по справедливости, ведь НЛО в фильме тоже прибывают одномоментно. Пока же фильм, в основу сценария которого лег рассказ Теда Чана, отмеченный в свое время литературными премиями, был показан только на Венецианском фестивале. И вслед за первоисточником удостоился награды ("Future Film Festival Digital Award"), а также номинации на "Золотого льва". Западные критики расхвалили "Прибытие", найдя в нем "множество изящных идей и мастерских визуальных решений" (Time Out), "межгалактический урок лингвистики" (Chicago Sun Times) и "волнующие аккорды любви и потери" (Hollywood Reporter). На сайте-агрегаторе рецензий Rottentomatoes.com средняя оценка картины составляет 8,7 баллов из 10.
;
Тема инопланетного вторжения эксплуатируется Голливудом часто, но мало что роднит "Прибытие" с типовыми блокбастерами прошлых лет – "Войной миров", "Трансформерами", "Гранью будущего". Скорее фильм встает в один ряд с "умными" sci-fi драмами вроде "Интерстеллар" и "Она" – пусть на другие темы, но с солидным научно-просветительским и философско-психологическим бэкграундом. Наиболее же близкими аналогиями – вплоть до конкретных сцен и фраз – выглядят телефильм 2001 года "Эпоха", снятый для Sci-Fi Channel, и прошлогодняя документалка "Пришествие" Микаэля Мэдсена. Обе работы не испытывали недостатка в идеях, но выглядели скромно в силу бюджетных ограничений, так что "Прибытие" в какой-то степени можно считать более дорогим римейком.
В целом же кинопремьера отражает тяготение sci-fi жанра к "интровертности", интересу не столько к миру вокруг нас, сколько к внутреннему устройству человека. Антропологический потенциал заложен в фантастике по определению, но если сорок лет назад вывод "Соляриса" Андрея Тарковского о том, что человеку нужен человек, выглядел нетривиально, то сейчас он венчает почти каждый фильм на тему освоения Вселенной. В "Прибытии" тема контакта с иной расой, как своего рода космической экспансии, вовсе уходит на второй план – более важной становится демонстрация ценностей передового человечества: пацифизма, сопереживания ближнему, внимания к трудностям взаимопонимания, бесстрашной открытости перед новым, из-за которой будто атрофирован инстинкт самосохранения. Приверженцы подобного "разумного эгоизма" в современном изводе противопоставляются любителям решать проблемы "по старинке", тоталитарно-силовым методом (тут пример миру подают Россия и Китай).

Порой герои "Прибытия" настолько рьяно выступают за все хорошее и против всего плохого, что жанр фильма хочется охарактеризовать как научно-романтический или лирично-фантастический. Тем более что ближе к финалу история не избегает сюжетных кульбитов в стиле "так бывает только в кино". И все же от "сладковатого" привкуса фильм спасает аккуратность и сдержанность в интонациях и красках. Персонажи Эми Адамс и Джереми Реннера, начисто избавленные от супергеройского флера, симпатичны в своем прямодушии, а их личные истории поданы скорее в философском, чем мелодраматическом ключе. Легкая же недосказанность вкупе с эстетской съемкой выглядит реверансом авторскому кино. По большому счету, в разряд блокбастеров "Прибытие" не проходит даже по бюджету – 50 млн долларов, копейки по сегодняшним меркам. На такой пограничной территории любит работать режиссер Дени Вильнёв, чьи прошлые фильмы (в частности, номинированные на "Оскар" "Пожары" и "Пленницы") эксплуатировали популярные сюжетные клише для создания умных, технологичных триллеров. Теперь канадец принялся за фантастику – в следующем году выйдет его сиквел культового "Бегущего по лезвию".
Главным же мотивом "Прибытия" в контексте политических событий выглядит предчувствие мировой войны. Слишком непрочна кооперация между мировыми державами, слишком близка грань, за которой экраны видеочатов отключаются, и стороны отказываются слышать друг друга, слишком велик соблазн выкатить пушки и показать, кто на планете хозяин. Чтобы на этой грани удержаться, необходимо вмешательство в буквальном смысле высших сил.

Источник: www.profile.ru



Комментарии закрыты

Фотогалерея

Яндекс.Метрика