Геологи: извержение вулкана не будет угрожать Медине еще минимум тысячу лет .

Исследователи НГУ и Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН им. А.А. Трофимука совместно с арабскими коллегами изучили причины несостоявшегося извержения вулкана недалеко от священного для мусульман города Медина в 2009 году. Результаты исследования опубликованы в журнале Geology.
Иван Кулаков, один из авторов исследования, доктор геолого-минералогических наук, старший преподаватель Геолого-геофизического факультета НГУ и заведующий лабораторией прямых и обратных задач сейсмики ИНГГ СО РАН, комментирует: «Западная часть Саудовской Аравии покрыта крупными базальтовыми полями. В апреле 2009 под полем Лунайир была зарегистрирована сейсмическая активность, которая в июне достигла угрожающего уровня. Ежедневно регистрировались сотни событий, некоторые из которых имели магнитуды более 5. Этот кризис привел к образованию глубоких трещин на поверхности и разрушениям в окружающих поселениях, что вызвало обеспокоенность властей, тем более что происходило это относительно недалеко от священного для мусульман города Медина. По всем признакам сейсмические процессы были связаны с активностью магмы, поэтому ожидалось крупное извержение вулкана, но оно так и не произошло. После июня 2009 года сейсмическая активность пошла на убыль, а спустя полгода окончательно стихла. Перед нами совместно с арабскими коллегами стояла задача выяснить, почему события развивались именно так и что может случиться в будущем».
Ученые выяснили, что под базальтовыми полями на глубинах от 7 до 13 км находится камера с магмой диаметром примерно 30 км. Давление в ней недостаточно, чтобы пробить прочные породы и доставить расплавленную магму на поверхность. Для того чтобы это произошло, необходим дополнительный приток вещества — флюидов — с больших глубин. В 2009 году степень активизации магмы в камере за счет внедрения флюидов оказалась недостаточной для полноценного извержения, кроме того, часть флюидов ушла в бок от магматической камеры, вдоль разлома, поэтому выброса магмы на поверхность не произошло. Исследователи пришли к выводу, что если эти события и повторятся, то случится это не раньше чем через тысячу лет — именно такие сроки необходимы для накопления необходимого объема флюидов.

Источник: www.gazeta.ru