Годичные кольца деревьев не «записывают» извержения вулканов — ученые .

МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Годичные кольца деревьев практически не фиксируют изменения климата после сильных извержений вулканов, занижая их влияние на 1-1,5 градуса Цельсия, поэтому нужно пересмотреть климатические реконструкции, заявляют американские климатологи в статье в журнале Nature Geoscience.
Деревья и другие виды растительности очень чутко реагируют на малейшие изменения климатических условий — повышение или понижение температуры, энергии солнечного излучения и других факторов. Все эти события отражаются на форме и толщине годовых колец — слоев древесины в стволе, который формируется за сезон роста. Считается, что темные кольца соответствуют неблагоприятным условиям среды, а светлые — благоприятным.
Майкл Манн (Michael Mann) из университета штата Пенсильвания в городе Стейт Колледж (США) и его коллеги проверили, насколько точно годовые кольца отражают кратковременное падение температуры, которое происходит после сильнейших тропических извержений вулкана.
Для этого Манн и его коллеги сравнили графики колебаний сезонных температур с 1200 года по сегодняшний день, которые были получены при помощи «обычной» климатической модели и методики, включающей анализ годичных колец деревьев. Традиционная модель следит за изменениями в интенсивности солнечного излучения и флуктуациями энергобаланса планеты, что отражается в повышении или понижении средних температур.
Вторая методика использовала в качестве исходных данных срезы стволов, полученных в 60 высокогорных участков леса на так называемой «древесной границе» (treeline) — максимальной высоте, на которой могут расти обычные деревья. Местные климатические условия лишь минимально удовлетворяют потребности древесной растительности, и аномально высокие или низкие среднегодовые температуры хорошо отражаются в кольцах.
По словам ученых, результаты и той и другой модели были сопоставимы друг с другом в большинстве случаев. С другой стороны, метод годичных колец крайне плохо отразил последствия всех крупнейших извержений вулканов — извержения тропического вулкана на территории современной Мексики или Эквадора в 1258 году, подводного вулкана Куваэ в окрестностях тихоокеанских островов Вануату в 1458 году, таинственного извержения 1809 года и взрыва вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава в 1815 году.
В общем, в каждом случае понижение температуры в результате выброса вулканами огромных масс пепла и аэрозолей занижалось примерно на 1-1,5 градуса Цельсия. Это снижение нельзя объяснить пробелами в данных или методологическими ошибками — внесение аналогичных погрешностей в обычную климатическую модель не сглаживало различий между методиками.
Одной из причин такой «неточности» может заключаться в том, что особо сильные снижения среднегодовых температур блокируют рост дерева на протяжении всего сезона — новые кольца в таких случаях не появляются. Из-за этого в срезах могут накапливаться хронологические ошибки по мере движения от относительно современных колец к более древним.
Таким образом, современные методы реконструкции климата по толщине и форме колец в срезах стволов деревьев лишь частично отражают последствия извержений вулканов. Манн и его коллеги полагают, что частичная ревизия этих методик позволит улучшить их точность.

Источник: www.ria.ru