Историческое извержение вулкана словно законсервировало древнеримский город .
«Несмотря на свой ужасный характер, это событие стало источником большой радости для будущих поколений», — так написал в своем заявлении о выставке профессор Неаполитанского университета, член совета выставки Стефано де Каро.
С момента его обнаружения в середине 18 века и до настоящих дней город Помпеи вдохновлял немало архитекторов, художников, писателей и поэтов. Город, похороненный в лаве вулкана, как никакие другие документы точно свидетельствует о повседневной жизни Римской империи.
В настоящее время музей Майоля в Париже приглашает посетителей открыть для себя образ жизни этой древней цивилизации, где можно побродить по разным комнатам воссозданного жилого дома (так называемого «Домус») легендарного города. На выставке представлены 200 исключительно ценных экспонатов, показывающих изысканность присущую той цивилизации.
История города
Расположенный недалеко от Неаполя у подножия вулкана Везувий, Помпеи был построен в 6 веке до н.э. на торговом пути у моря. Его земли, состоящие из вулканической почвы, были плодородными, что способствовало возделыванию виноградников и торговле виноградом.
Населенный сначала осканцами, а затем греками и этрусами, город стал автономным в пятом веке до нашей эры, а в 88 г. до нашей эры стал римской провинцией. Помпеи — город среднего размера, процветающий, со своими бутиками, храмами, термальными ваннами, амфитеатрами, украшение которых свидетельствует о приверженности жителей к комфорту, утонченности, о высоком их эстетическом вкусе. И это было характерно не только для знати, но и для других граждан, включая даже эмансипированных рабов.
В отличие от дворцовых зданий Рима, размеры домов Помпеи могли соответствовать стандартам для жилых помещений людей нашего времени. Дома в Помпеях были небольшими, и предлагали все удобства для комфорта: центральное отопление, подключение к центральной канализации, водопровод, сауну, а также закрытые сады, интегрированные в расположение дома.
Де Каро писал, что большей частью того, что мы знаем о повседневной жизни древних римлян, мы обязаны этим раскопкам, которые начались более двух с половиной веков назад. Эта информация «служит отправной точкой нашего воображения об этой цивилизации», и находит свое отражение в художественной литературе, в фильмах, таких как «Гладиатор» или романах Линдси Дэвис.
Гость
Выставка предлагает посетить Domus в Помпеях, как если бы вы были реальным гостем хозяина. Мы следуем маршрутом, по которому проводили клиентов и почетных гостей, где можно полюбоваться владениями хозяина до встречи с ним.
Сейф, изготовленный из железа и бронзы, и украшенный большими кошками, стоит прямо перед посетителем, чтобы можно было сразу же оценить богатство и статус владельца.
Затем гость рассматривает фрески, изображающие крылатых джиннов, которые являются духами-хранителями каждого дома. Крылатый джинн держит рог изобилия, представляющий неисчерпаемые богатства и дары, предоставляемые природой. На плечах, он несет женщину, голова которой окружена ореолом.
Рядом на троне сидит Дионис — бог виноградной лозы, вина и плодородия, с кубком в одной руке и с тирсом — жезлом в другой. Так как жители Помпеи главным образом жили за счет выращивания винограда, Дионису было отведено важное место в образах дома.
Тирс, как обычно его представляют в руках этого бога, украшен листьями плюща с шишкой наверху. Этот жезл имеет силу извлекать вино из земли. У ног бога изображен тигр.
Посетитель поражен красотой персонажа и гармонией цветов фрески: золотого и светло-зеленого, розоватого, оранжевого, и квази-прозрачно белого, которые выделяются на землисто-красном фоне.
Атриум (внутренний двор здания) был своего рода прихожей или вестибюлем, который оказывал освежающий эффект на дом в летнее время. Тут собиралась дождевая вода в бассейны, связанные с подземной цистерной. На белом мраморном столе с резными ножками, красота которого также заявляла о социальном положении хозяина, предлагались дары дома.
В другой части дома находился ларариум «lararium», в котором был алтарь для подношений богам и ниши (углубления или небольшие альки), с фигурками представляющие защитных божеств дома: Асклепия — бога медицины; Меркурия — бога торговли, а также Исиду, египетскую Богиню удачи.
Кулина
Посетитель идет вперед и входит в кулину — кухню, маленькую комнату, содержащую чудеса, в том числе: блюда для тортов в форме раковины, сердец, и листьев; сита, в которых дырки образуют структуры нежных цветов; глиняный кувшин в форме петуха; и украшенные тонкой резьбой весы.
Тонкость и красота не обошла кухню. На стенах весят картины — сами по себе шедевры: натюрморты, божества. Здесь мы также узнаем о приправах, так как хозяин был важным торговцем гарума (рыбный соус в древнеримской кухне, популярный среди всех сословий Рима). Гарум в те времена входил в состав большинства рецептов.
Гарум, это соус, сделанный из рыбного кишечника и соли. Наш купец сделал себе имя на торговле скумбрией, используемой для производства соуса. Гарум продавался в 20-дюймовых бутылках в форме амфоры.
Сад
Чтобы добраться до частного пространства дома, гость должен пройти по коридорам, стены которых покрыты росписями, изображающими приключения богов или мифологические фигуры.
Он останавливается в одной из комнат, которая открывается в Аркады (портик, пассаж), окружающий частный сад (Хортус). В каждом доме был сад с зелеными насаждениями, к которому можно было выйти из нескольких комнат. Размер этого сада варьировался в зависимости от богатства хозяев. Хортус мог иметь просто цветы, кустарники и ароматические травы. Богатые владельцы имели великолепные парки с фруктовыми деревьями.
Небесные сады с картин, изображающих восточный рай и картины из греческой мифологии, смотрели на реальный сад. На картинах в иллюзорном стиле можно было увидеть нимф (божеств вод), павлинов, и фантастических животных, что добавляло красоты саду с его нишей из мозаики, нимфами в форме фонтанов и фонтанных втулок в виде мелких животных, таких как: дельфины, лягушки и черепахи. Система циркуляции воды в саду была очень важна. Льющаяся и журчащая вода была приятна и для глаза, и для уха.
Триклиний
В кульминационный момент нашего визита гостей пригласили в триклиний — столовую, где можно было «поесть», лежа на кроватях и диванах, в зависимости от важности гостя. Здесь вступают в игру сложные правила социального статуса.
При размещении участников придерживались строгих правил: хозяин справа, важные гости в центре, другие на кровати слева. Любые общественные отношения в Римском обществе, будь то семейные или деловые, поддерживались через пиры, которые назывались «Сена».
В триклинии была самая роскошная обстановка в доме: мозаикой покрытые полы, стены разукрашенные фресками повествующими о жизни богов, статуи, великолепные блюда; спинки стульев, вырезанные в форме сатир и лебедей; и маленькие декоративные предметы.
Такие далекие, но такие знакомые — эти экспонаты, собранные под пеплом, оставляют глубокое впечатление на посетителя. Утонченная серебряная ложка с заостренной ручкой для открытия моллюсков, сосуды из дутого стекла, посуда из керамики или цветного стекла, серебряные чаши с двумя ручками, подставки для ламп в форме деревьев, с которых свисают масляные лампы.
Ойнохойя — кувшин для вина – древнегреческий кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым венчиком, напоминающим лист клевера. Ойнохойи предназначались для подачи вина. Они характерны, также, и для крито-минойской культуры Древней Греции. Небольшой ойнохоя, изображающий голову женщины, выполненный из бронзы и инкрустированный медью, отличается чрезвычайно искусной и тонкой работой. Этот маленький шедевр, вероятно, имел только декоративное значение, его возвышенная красота служила для престижа владельца. Так как кувшин был без дна, он не мог содержать какую-либо жидкость.
Список шедевров можно продолжить. Ванны, ювелирные изделия и другие сокровища очаровывают и возвращают нас к истокам нашей истории.
Версия на английском
Источник: www.epochtimes.ru