Browse By

Малый ледниковый период, возможно, был вызван извержениями вулканов .

Гиффорд Миллер из Колорадского университета (США) и его коллеги предложили новое объяснение причин так называемого малого ледникового периода, пришедшегося на конец средневековья и завершившегося только в XIX веке.
По данным нового исследования, он начался внезапно между 1275 и 1300 годами, а вызвали его извержения вулканов. Доказательная база опирается на радиоуглеродное датирование остатков растений, выходящих из-под тающих ледников Баффиновой Земли (Канада), анализ ледовых и осадочных кернов Исландии, а также компьютерные модели морского льда.
Баффинова Земля (здесь и ниже — фото Gifford Miller / University of Colorado Boulder).
В науке нет единого мнения относительно начала малого ледникового периода, которое относят к XIII–XVI векам. Он был особенно заметен в Северной Европе (незамерзающие лондонская Темза и нидерландские каналы превратились в катки), хотя есть сведения, что его ощущали также в Южной Америке и Китае. «Главным признаком начала малого ледникового периода считается расширение больших долинных ледников в Альпах и Норвегии, — отмечает г-н Миллер. — Но на то, чтобы европейские ледники продвинулись достаточно далеко и снесли деревни, должно было уйти немало времени».
Большинство учёных полагают, что малый ледниковый период был обусловлен либо ослаблением летнего солнечного излучения, либо извержениями вулканов, которые охладили планету, наполнив атмосферу блестящими аэрозольными частицами, отражавшими солнечный свет обратно в космос, либо сочетанием обоих факторов. (Выдвигались и более экзотические причины.)
Новое исследование позволяет предположить, что наступление малого ледникового периода было вызвано необычным 50-летним периодом, на протяжении которого произошло четыре крупных извержения тропических вулканов. Климатические модели показали, что холодное лето, следовавшее за извержением, лучше всего объясняется замкнутой системой «морской лёд — океан», возникшей в северной части Атлантического океана.
Г-н Миллер и его коллеги произвели радиоуглеродное датирование примерно 150 образцов мёртвого растительного материала с нетронутыми корнями, собранных из-под края отступающих ледяных шапок Баффиновой Земли — острова в Канадской Арктике. Именно на период с 1275 по 1300 год приходится большинство «смертей», то есть растения (и низкие, и высокие) замёрзли и попали под лёд относительно внезапно. Второй пик «летальных исходов» пришёлся примерно на 1450 год.
Дабы расширить географию исследования, учёные проанализировали осадочные керны из ледникового озера, связанного с исландским ледником Лаунгйёкудль. Годичные слои в кернах (они могут быть надёжно датированы по отложениям тефры, то есть продуктов извержений вулканов, которые документируются уже тысячу лет) внезапно становятся толще в конце XIII века, а затем — в XV веке. Это связано с увеличением эрозии, вызванной расширением ледника из-за охлаждения климата.
«Это показало, что события, зарегистрированные нами на Баффиновой Земле, носили не локальный, а общий для Северной Атлантики характер», — отмечает г-н Миллер.
Для оценки влияния вулканического охлаждения на площадь и массу арктического морского льда исследовательская группа воспользовалась климатической моделью Community Climate System Model Национального центра США по исследованию атмосферы. Она показала, что с 1150 по 1700 год Северное полушарие могли охладить несколько близких крупных извержений.
Согласно данным модели, кратковременное охлаждение, вызванное вулканами, привело к тому, что граница морского льда продвинулась далеко на юг вдоль восточного побережья Гренландии. Поскольку морской лёд почти не содержит соли, он, тая в Северной Атлантике, сделал поверхностные воды менее плотными, не позволяя им смешиваться с более глубокими слоями. Это ослабило перенос тепла обратно в Арктику и привело к созданию самоподдерживающейся системы, которая держалась ещё долго после того, как вулканические аэрозоли покинули атмосферу.
Программируя модели, учёные оставили солнечное излучение на постоянном уровне, то есть малый ледниковый период, по-видимому, пришёл бы и без снижения солнечной активности.
Кстати, попутно специалисты показали, что сегодня Баффинова Земля переживает самые высокие температуры за последние две тысячи лет.
Сбор образцов древних растений.
Результаты исследования опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.
Подготовлено по материалам Колорадского университета.Disqusblog comments powered by