Ученые из Иркутска обнаружили грязевой вулкан на дне Байкала .

Иркутск, 15 марта, IrkutskMedia. Новый крупный грязевой вулкан (вулканоид) обнаружила экспедиция геологов Иркутского государственного университета в авандельте реки Селенга на дне Байкала. Вулкан получил имя "Тельный", по названию ближайшей железнодорожной станции. Информация о наличии на дне озера грязевых вулканов появилась лишь 14 лет назад, в 2001 году. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу Минобрнауки РФ.
Вулканоид был обнаружен экспедицией в районе города Бабушкин. Ранее на некоторых батиметрических картах, отображающих подводный рельеф, в этом месте озера была показана круглая горка, на других она отсутствовала.
"В ходе экспедиции иркутскими геологами было установлено, что круглой горки здесь нет, а есть узкий подводный полуостров, вдающийся от берега в озеро на 2,5 км. Высота его от дна достигает 1 км, склоны крутые, порой вертикальные. Предположительно, это и есть еще один, новый байкальский вулканоид", - говорится в сообщении министерства.
Как считают ученые, расположение этого и других байкальских грязевых вулканов, скорее всего, привязано к зонам разломов. Но не исключено их генетическое родство с газовыми гидратами – кристаллами из воды и газа, образующимися в природе при низких температурах и высоком давлении. Газовые гидраты обычны для зоны вечной мерзлоты. Байкал – единственное в мире озеро, где они обнаружены в донных осадках. Это обусловлено большой глубиной озера и низкой температурой придонных вод (порядка 3,3°С), благодаря чему газовые гидраты могут образовываться в осадках с глубинами залегания более 350 метров. Таким образом, около 70% площади озера оказывается потенциально гидратоносными. Также возможно, что грязевые вулканы в Байкале чаще возникают по периферии гидратного слоя. В любом случае, это может быть связано с накоплением громадных количеств метана в подошве гидратного слоя и их прорывом на поверхность во время сильных землетрясений.
Газовый вулканизм на Байкале косвенно подтверждается переводом названия озера как "стоящий огонь" (Бай Гал). Существуют версии, что древние буряты видели факелы горящего метана, который обычно самовозгорается во время извержений.
Находка иркутскими учеными нового крупного вулканоида в Байкале поднимает вопрос о Байкале как промышленном источнике природных углеводородов. Однако пока этот вопрос не актуален, и озеро остается уникальным природным наследием, отмечается на сайте министерства.
Справка: Грязевый, или газовый, вулканизм широко развит в природе. На Земле описано около тысячи грязевых вулканов (чтобы отличить от магматических, их еще называют "вулканоидами"). Большая их часть находится в Южно-Каспийской впадине, Керченско-Таманской области и на острове Тринидад. Первая публикация о наличии на байкальском дне грязевых вулканов появилась в журнале "Геология нефти и газа" в 2001 год. С тех пор были обнаружены грязевые вулканы во впадинах Байкальской рифтовой системы: Тункинской и Баргузинской. Вулканоиды обнаруживались и изучались при погружении подводных управляемых аппаратов "Мир". Их общее количество пока не известно.

Источник: irkutskmedia.ru