Города-губки решат проблему наводнений .
Публикации
Варвара Мурашева Публикаций: 118
02.12.2015Города-губки решат проблему наводнений
Затопления городских территорий, происходящие по тем или иным причинам, с которыми не справляются существующие ливневые канализации и инженерные сети, — это проблема, актуальная не только для России.
И если о том, что в результате паводков у нас «уплывают» целые поселения Алтая и Хакасии, а города Краснодарского края заливает ливнями, мы слышали, то о серьезных наводнениях, терзающих в последнее время Китай, информации доходит крайне мало. Интересны в этой ситуации не сами наводнения а то, как Китай пытается решить проблему, очевидным образом насущную и для нашей страны.
Рис. 1. Масштабы затопления при наводнениях в Китае
В то время, как у нас занимаются строительством ливневых канализаций там, где их не было, а должны бы быть, в Китае разрабатывается инновационный подход к созданию «зеленой» инфраструктуры, получивший название «города-губки», или «города-спонжа» (sponge cities).
В конце сентября правительство КНР утвердило проект по созданию в разных регионах страны 16-ти таких пилотных городов. Разумеется, такие города не будут создаваться «с нуля»: в число избранных попали уже существующие города с населением от 500 000 до 10 миллионов человек. Каждый из них получит сумму, эквивалентную 63 миллионам долларов США, чтобы за три года реализовать утвержденный программой список мероприятий по тотальному обновлению существующих инженерных сетей и систем. В данном перечне значатся такие мероприятия, как: создание дождевой канализационной системы высокого уровня с сопутствующим ремонтом дорог, соответствующий ремонт жилых домов и промышленных корпусов, создание в серых бетонных городах новых парков (напомним, что китайский стиль в садовом дизайне испокон веков славился своими прудами и каналами, а проблемы с наводнениями начались только в последнее десятилетие и признаны результатом экономического и строительного бума с сопутствующим закатыванием всего в бетон). Новая канализационная система должна впитывать воду моментально, подобно губке (как в одном из своих выступлений заявил Президент Си Цзиньпин), и отправлять ливневые стоки в очистные сооружения.
Директива предполагает не только создание пилотных городов, но и последующее внедрение разработанной концепции по всей стране. По новым правилам будут создаваться все новые микрорайоны и реставрироваться расселяемые трущобы. Целью программы является улавливание и обработка 70% всех выпадающих в черте города жидких осадков к 2020-у году, с последующим увеличением этого показателя до 80% к 2030-му году.
Конечно, все это звучит замечательно, и цель, которую должна достичь программа, тоже ясна и наглядна, однако точного понимания, какими именно техническими средствами ее следует достигать, пока нет. По мнению многих экспертов, превращение городов в губки потребует глобальной смены подхода к градостроительству и значительно большей гибкости в подходах, чем это достижимо сегодня, что скорее всего вряд ли будет осуществимо в рамках китайской реальности.
Конечно, комплексность и тотальность подхода сами по себе так или иначе во многом улучшат ситуацию, но все же зоны, страдающие от засухи, и зоны, страдающие от наводнений, вероятно потребуют разных подходов. Кроме того, воплощение этой программы невозможно силами одних только градопланировщиков — здесь понадобятся и ландшафтные дизайнеры, и специалисты по дорожному строительству, поставщики дренажных систем и многие другие специалисты. А координация разных ведомств — это везде, как минимум, непросто.
Плюс к тому, если подумать о строительстве новых микрорайонов «с нуля», где «правильные» и современные системы будут строиться с самого начала — это одно дело. А когда тотальному ремонту предстоит подвергнуть целый город — задача кажется почти невыполнимой. Но в Китае «почти» не считается. Как гласит восточная мудрость, дорогу осилит идущий.
Поэтому на данный момент уже удалось выделить ряд инновационных решений, при помощи которых амбициозные цели будут достигаться. Скорее всего в будущем этот список будет расширен.Водопроницаемые дороги
К числу городов, в которых есть проблемы с нехваткой воды, относится Шеньжен (Shenzhen), где уже началось внедрение подобных технологий. В Шеньжене стали появляться водопроницаемые тротуары. К примеру, площадь возле спортивного центра Mass Sports Center of Guangming сделана из пористого кирпича и засажена растениями, которые могут легко пережить затопление. Такая площадь при помощи установленных под ней цистерн ежегодно улавливает 10 000 кубометров воды. Эта влага затем очищается и используется для хозяйственных нужд, что очень помогает городу, большую часть необходимой воды в который завозят.
Задумываются китайские специалисты и о применении для этих целей водопроницаемого бетона.Чудеса озеленения
Зеленые пространства, во-первых, хорошо впитывают влагу во время выпадения осадков, а во-вторых, неплохо ее фильтруют. Так что не удивительно, что в рамках концепции «город-губка» весьма поощряется создание зеленых крыш, вертикальных газонов, локальных садов и огородов для выращивания фруктов и овощей в городских условиях. Отдельным пунктом идет использование болотных растений (которые, кстати говоря, и так часто используются в различных системах биологической очистки). К примеру, организация клумб и канавок с высаженными туда болотными растениями, а также организация соответствующего уклона тротуаров — вполне неплохое решение.
Рис. 2. Пример тротуара с болотными растениями
Под газонами и клумбами можно установить систему улавливания воды или цистерны для ее накопления. При этом в трубы не попадут нежелательные элементы типа листьев, или мелких предметов, которые в обычных условиях нередко проникают в дождевую канализацию через сливные отверстия и создают засоры.
Каждое из этих решений, что особенно ценно, будет полезно не только как мера по предотвращению наводнений: зеленые крыши помогут охладить здание и окружающую среду и снизить затраты на кондиционирование помещений. А увеличение количества растений в городе в целом поможет очистить воздух в городе от вредных выбросов, создаваемых промышленными предприятиями и автомобилями. Как известно, это особенно актуально для Китая, где города в буквальном смысле задыхаются от смога.
Рис. 3. Схема конструкции водопронициамого тротуара с клумбами
Следующей мерой по защите от затоплений является создание системы прудов и парков, специально рассчитанных на максимальное поглощение дождевой воды, если, конечно, пространство в городе это позволяет. В качестве примера здесь можно привести парк Яньвэйчжу (YANWEIZHOU) в городе Цзиньхуа. Он специально рассчитан на затопления в сезон муссонов. Кроме того, сквозь парк проходит пешеходный мост — прогулочная дорожка, которая обеспечивает связность районов города на разных берегах в любое время.
Практика показала — парк Яньвэйчжу отлично справляется со своей задачей, а его необычный вид — террасы, засеянные травами и другими растениями, характерными для заболоченной местности, своей поэтической лаконичностью очень нравятся местным жителям и привлекают многочисленных туристов.
Рис. 4. Парк Яньвэйчжу во время затопления в сезон муссонов и в сухой сезон
Таким образом, Китай постепенно, но верно продвигается по пути создания комфортной городской среды, приспособленной к неблагоприятным погодным и климатическим условиям. Это движение стимулирует разработчиков на создание все новых и новых способов улавливания и последующего использования дождевой воды. А ведь совсем недавно казалось, что Китай безнадежно отстал в деле построения комфортной городской среды, зациклившись на индустриальном строительстве. Понятно, что путь к созданию повсеместного дружественного городского пространства предстоит еще очень долгий, но, еще раз заметим, что дорогу осилит идущий.
Проектирование Tweet
0
706 защита от наводнений дождевая канализация комфортная городская среда экологическая безопасностьДругие публикации автора:
24.11Доступное жилье по-словенски: дешево и красиво
16.11Краска для вашего здоровья
05.11Краска для нагрева водыПохожие публикации по теме:
Источник: estp-blog.ru