Наводнения в Минске: транспорт «плавает»вот уже 120 лет .
Июльские дожди и ураганные ветры наворотили дел в стране и ее столице. Каждый год обильные дожди стабильно приводят к затоплениям улиц и утонувшему автотранспорту. У многих складывается мнение, что это только в новое время Минск стал страдать от потопов, а раньше такого почти не случалось. Так ли это? TUT.BY покопался в архивных сообщениях.Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
В мае 1892 года в Минске запустили конку — конный трамвай, который проработал до 1928 года и даже несколько лет существовал параллельно с автобусами. Наводнения в низинных частях города случались нередко, и тогда, бывало, вагон конки сходил с затопленных рельсов. В архиве БГАКФФД есть фото 1897 года конного трамвая на затопленной улице Торговой. Вагон пытается преодолеть разлив, а вокруг собралось немало зрителей.Фото: БГАКФФД
Также немалые потопы отмечались в 1888 году и 10 февраля 1903-го.
Сто десять лет назад, в феврале-марте 1906 года, городские газеты отмечали, что наводнение «не бывалое в летописях города Минска». Печатные издания собирали деньги пострадавшим и призывали другие СМИ делать, как бы сказали сегодня, «максимальный репост». Тем временем публика ходила любоваться на разгул стихии. Селфи тогда еще не стало массовым явлением, так что снимки вида «Мы съ госпожой Н**** безъ страха взираемъ на опасность» до нас не дошли.
«Река Свислочь еще шире разлилась и затопила добрую половину города. На Захарьевской улице вода поднялась до 2-х аршин, так что всякое сообщение центральной части города с Комаровкой и вообще с заречной частью прекращено. Губернаторский сад до здания летнего театра весь залит водой, причем домик, расположенный возле катка, наполовину потонул; половина Губернаторского моста еще не поглощена клокочущим морем, и на нем собирается масса публики, любующейся красивой картиной разлива, но надо полагать, что к вечеру мост будет совершенно снесен, ибо вода все прибывает и прибывает. С правой стороны Веселой ул. тоже видна величественная картина разлива: с одной стороны затоплена Слободка, так что заметны лишь уцелевшие крыши домиков, с другой — Кошары, а затем Ляховка. Сообщение жителей Ляховки производится на челнах и лодках, хотя переезжать через реку на лодке в высшей степени опасно вследствие быстрого течения. Татарская часть города совершенно затоплена», — писала газета «Минская речь» в феврале.
Менее чем через десять лет, во время очередного наводнения, фотографы уже слетались к местам затопления ради эффектных кадров. Газета «Минский голос» сообщала в марте 1915-го:
«На городской электрической станции потоки разгромили и унесли множество бочонков из-под нефти и проч. Зато та же неугомонная вода щедро компенсировала станцию. С одного из дворов Захарьевской улицы с потоком воды стремглав вылетело деревянное здание клозета и, потерпев «аварию» у забора электрической станции, опрокинулось здесь и задержалось. Это архитектурное сооружение «00» долго украшало улицу, служа прекрасным объектом для гг. местных фотографов-любителей и темой для художников как элемент хаоса и разрушения».
В апреле 1997-го «Вечерний Минск» приводил воспоминания старожила Валентины Бугаенко о наводнении 1930 года. Среди прочего она отмечала, что городские власти предвидели наводнение и отправляли по дворам комиссии, призывающие жильцов к вечеру покинуть дома.
«Результат был плачевным. Ночью вдруг хлынула вода. Люди удирали через окна, спасались на чердаках и крышах. А кое-где из-под воды торчали только коньки хат. По свислочским «морям» плавали доски, корыта, бочки. А еще — животные и даже люди. Пожарные и военные снимали пострадавших с крыш и сажали в лодки. Вода была столь большая, что затопило часть улиц Фрунзе и Купалы. Город она перерезала пополам. По мостам с большой скоростью бежала пенящаяся вода, и пройти было невозможно.
Я видела, как по Татарским огородам плавали бочки с солеными огурцами. Татары эти бочки закупоривали и хранили всю зиму в речке, в запрудах из кольев, чтобы весной продавать огурцы на Троицком рынке. Но вдруг сорвало их с привязи, и они закачались на волнах Свислочи. А еще видела, как плыла собачья будка, на крыше которой лежал скулящий пес».
Прошел всего год — и снова столицу затопило. Причем не только столицу, а вообще всю страну: прошедшая зима была морозная и снежная, а в апреле резко наступила солнечная, теплая погода. Уровень рек начал подниматься с 20 апреля. Вышла из строя электростанция «Эльвод», перестал ходить трамвай, отключился водопровод, размыло железнодорожные пути — и поезда на Борисов и Бобруйск вынуждены были вернуться обратно. В сообщениях белорусского ГПУ говорилось:
«С вечера 21 апреля жителям кварталов, которым опасность затопления угрожала непосредственно, было предложено эвакуироваться, однако часть населения, предполагая, что вода не достигнет квартир, сравнительно более отдаленных, отказалась перебраться в безопасные места. В ночь на 22 апреля вода в реке прибывала настолько быстро, что жители прилегающих кварталов просыпались среди ночи от стука дежурных пожарных в полузатопленных квартирах (Ляховка, Нижний рынок, Садово-Набережная). К утру население указанных кварталов оказалось в домах, полузатопленных водой, и, взобравшись на крыши домов, люди кричали, вывешивали флаги, призывая на помощь. К часу дня 22 апреля уровень воды, по данным Всебелорусского гидрометеорологического института, достиг 380 см выше среднего летнего уровня».
Реки вышли из берегов по всей стране. Паводком снесло мосты в Минске (по ул. Пролетарской и Бакунина и на Нижнем Базаре), Мозыре, Орше. В деревне Банцеровщине смыло мельницу, которую чудом поймали ниже по течению, пока она не снесла несколько мостов. В Борисове водой снесло два дома, в Минске — дом в Серебрянке и по Коммунальной улице (трехэтажный кирпичный). Максимальный подъем воды Свислочи в Минске составил 3,85 м, у Осиповичей — 5,35 м, а наибольший подъем зафиксировали на Западной Двине: почти 13 метров. К концу апреля паводок спал.
Один из частых разливов Свислочи в районе бывшей улицы Лодочной. За рекой видны корпуса завода «Кристалл». Фото из архива Людмилы Былино.
В середине марта 1945-го Мингорисполком начал готовиться к ожидающемуся наводнению. Газета «Советская Белоруссия» напечатала заметку «К борьбе с наводнением», где призывала жителей города увести скот в безопасные районы, а на руководителей предприятий и учреждений возложила особую ответственность.
«Опыт прошлых лет показал, что город Минск во время весеннего паводка подвергается ежегодному наводнению и приносит немало разрушений и убытков городскому хозяйству и населению. Особенно страдают от наводнений Торговая, Лодочная, Пулихова улицы, районы МГС № 1, Пролетарская улица и район Бервенской мельницы.
Возможных жертв, разрушений и убытков можно вполне избежать, если своевременно подготовиться к борьбе с наводнением, если население города примет активное участие в этом большом деле. Каждый гражданин, проживающий в районе затопления, должен позаботиться заранее о сохранности своего имущества (вывод скота в безопасные районы и т.п.).
Особая ответственность лежит на руководителях предприятий и учреждений, которые обязаны организовать коллективы на борьбу с весенним паводком. На предприятиях и в учреждениях необходимо организовать специальные бригады из опытных товарищей по борьбе с наводнением, заранее устроить дамбы, ограждения, переходы. Нужно, чтобы на каждом предприятии был подготовлен необходимый инвентарь, как то: пешни, ломы, багры, лопаты, веревки и другой инструмент, необходимый для быстрейшего пропуска льда».
Но, судя по некоторым данным, наводнение оказалось далеко не таким разрушительным, как ожидали.
Свое 900-летие белорусская столица отмечала 28 мая 1967 года. Синоптики обещали: «Сегодня, 28 мая, в Минске ожидается низкая облачность, ветер северо-восточный, умеренный до сильного. Температура воздуха — 11−15 градусов. Днем ожидаются ливневые дожди, возможна гроза». Ливни действительно проливаются над Минском. Кадры наводнения на площади Якуба Коласа попали в фильм Никиты Хубова «Праздничный альбом», посвященный празднованию городского юбилея.
Один из читателей припомнил похожее наводнение: «После одного из таких ливней в середине 70-х затопило подземный переход на площади Якуба Коласа. Так вот, очень быстро на площади вдоль всех бордюров появилась ливневая канализация, и больше потопов там не было. Но в 90-х — начале 2000-х при ремонте проспекта 80% этих стоков опять закатали в асфальт».
Десять лет спустя, 8 июля 1977 года, Минск пережил еще один сильный ливень — вероятно, именно его упоминал наш читатель, говоря о подземных переходах. «Поплыли» и автобусы на Партизанском проспекте, и трамваи на Якуба Коласа. Кто-то несет в руках свои туфли, а кто-то несет и свою спутницу.Партизанский проспект, автобус 2-го маршрута. Снимок из архива Владимира из Чикаго с сайта Busphoto.ruУлица Якуба Коласа, на переднем плане трамвай 6-го маршрута. За бредущими прохожими наблюдают пассажиры междугороднего «Икаруса». Фото из книги «Минск и окрестности», 1979.
Время от времени подтопления улиц Минска происходили и в последующие годы. Работники мотовелозавода вспоминают потоп примерно в 1986 году: тогда автобусы и троллейбусы со стороны вокзала доходили только до фабрики «Коммунарка», а дальше уже всюду стояла вода — что на улицах, что на заводской территории.
В новом тысячелетии дождевые потопы и наводнения, парализующие работу транспорта, наблюдаются в Минске с завидной регулярностью:Потоп 24 июля 2009 года. Фото с сайта pics.livejournal.com
2004: 25 июля
2006: 21 августа
2007: 24 июня, 24 июля
2009: 12 и 23 июня, 20 и 23−24 июля
2010: 15 мая, 4, 10 и 26 июня, 13 июля, 4 августа
2011: 29 июня, 22 июля, 14 августа
2012: 25 апреля, 19 июля, 6 октября
2013: 10 и 23 июня, 13 июля
2014: 26 мая, 1 июня, 12−13 июля, 9, 12 и 14 августа
2015: 14 июня, 27 сентября
2016: 25 и 30 мая, 20 июня, 3 и 13 июля
Уже по крайней мере десять лет нам обещают, что в ближайшем будущем подтопления прекратятся. В 2008 году началось строительство нового коллектора «Центр», завершить строительство планировали сначала к 2015 году, затем — к 2018, позже этот срок отодвинули до 2020 года. Но несколько лет назад строительство и вовсе приостановили. Впрочем, даже если коллектор и доделают в ближайшие годы, то от подтоплений центра города он не спасет. Сейчас нам дают новое обещание: очистка столичного пруда-регулятора может решить проблему подтоплений «в большей степени». Впрочем, в этот пруд вода поступает лишь из коллекторов «Степянка» и «Дражня», а всего в столице магистральных коллекторов семь: «Центр», «Степянка», «Дражня», «Комаровский», «Немига», «Запад» и «Юго-Запад».
Источник: news.tut.by