Browse By

Панамское наводнение: как офшорный скандал повлияет на финансовую систему .

Появление полной базы данных офшорного регистратора Mossack Fonseca, опубликованной международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ), стала самой большой утечкой информации из офшорных юрисдикций за всю историю существования последних. Многие исследователи полагают, что если бы утечки архива офшоров не было, то ее бы стоило выдумать — настолько сильно международная система финансов требовала встряски. После оглашения первых сведений из архива отношение к офшорным компаниям во всем мире начало меняться.
Температура реакции общества растопила «офшорные льды», тем самым высвободив гигабайты информации, которые потоками хлынули на не подготовленные к подобным разоблачениям государственные институты. Разные страны по-разному восприняли это наводнение: кто-то счел его временным явлением, приняв декоративные меры защиты, а кто-то, наоборот, понял, что в будущем грядет глобальное «таяние офшорных снегов», и начал готовиться к глобальному изменению антикоррупционного климата.

Россию и Китай можно отнести к странам, которые восприняли антиофшорные волны как нечто сезонное, приняв решение о сооружении временных информационных плотин, полностью или частично закрыв доступ населению своих стран к информации об офшорном скандале. Китай, используя «великий китайский файервол», выстроил большой информационный барьер, тем самым заблокировав любые упоминания о высших членах Компартии Китая, оказавшихся упомянутыми в #PanamaPapers. Китайский поисковик Baidu на запрос «Panama Papers» выдает информацию о невозможности представления сведений по запросу и предлагает ввести иной запрос.
Российские власти, борясь с офшорными волнами, создали множество небольших информационных плотин и волнорезов. В первую очередь почти полным игнорированием скандала в медиа, находящихся под контролем российских властей. Во-вторых, большой каламбур и с публичными заявлениями о виолончелистах, приобретающих музыкальные инструменты за $2 млрд, ложными комментариями об «ушах американцев», торчащих в авторитетной немецкой газете или сообщениями о нежелании обсуждать информацию об офшорах, поскольку она содержится в «ворованных документах». 
Все эти противоречивые публичные заявления мало того что путают обывателя, так еще и размывают позицию власти, делают ее зыбкой, формируя у потребителя информации стойкое ощущение поспешной и неподготовленной импровизации.
Премьер-министра Новой Зеландии, напротив, можно сравнить с профессиональным серфером, который пытается скользить на антиофшорных волнах. Господин Джон Кей уверенно балансирует на своей доске, пытаясь сохранить доверие со стороны жителей Новой Зеландии и одновременно дистанцируется от скандала. Несмотря на обвинения в том, что на островах Кука под боком у новозеландцев расцвел офшорный бизнес, премьер-министр сообщил, что несет такую же ответственность за налогообложение на островах Кука, как за налогообложение в России. Если бы не новозеландское влияние на экономику близлежащих островов, то можно было расценить заявление премьер-министра как хорошую шутку.

Европейский союз, несмотря на всю свою неоднородность, был замечен в коллективных усилиях по построению антиофшорного плота, который позволил бы всем членам ЕС не только не утонуть под сильным антиофшорным приливом, но и еще и вытянуть на поверхность за собой все остальные страны. Проект решения, который в этот четверг будет обсуждаться в Лондоне, на международном антикоррупционном саммите, должен создать основу для антиофшорного плота Европейского союза. 
Предложения Великобритании о создании прозрачного реестра конечных собственников компаний на всей территории Британской короны, стало не только революционным решением, но по сути выводит Лондон в число лидеров международной прозрачности. 

Вопрос в том, что на протяжении долгих веков поколения британских финансистов конструировали удобные налоговые гавани для всех желающих, и едва ли согласятся отдать свои завоевания без боя. Однако у премьер-министра Великобритании имеется только один шанс — запрыгнуть на антиофшорный плот и при общественной поддержке всплыть наверх. Иначе череда скандалов, cвязанных с самим премьер-министром и офшорами его отца, едва ли позволят ему долго оставаться у власти. Слова про общественную поддержку имеют под собой конкретные фамилии. 9 мая был опубликовано открытое письмо 300 международных экономистов, сообщивших о нарастающей угрозе для государств при оставлении секретности офшорных юрисдикций без должного внимания. Опираясь на позицию Великобритании и оформленное общественное мнение, Нидерланды, Дания, Словения согласились открыть полный доступ к публичным реестрам компаний, Германия сообщила, что готова предоставить доступ отдельным негосударственным организациям и журналистам.

Администрация президента США для борьбы с антиофшорным приливом пытается надуть большую резиновую лодку, приняв перечень конкретных мер по борьбе с отмыванием денег и добиваясь устранения секретности владения компаниями в США. Лодка плохо надувается и вдобавок наполнена тяжелыми гирями. Непрозрачные оншорные юрисдикции Невады, Вайоминга и Делавэра как раз и являются тяжелым грузом, который будет мешать этой лодке держаться на плаву. Однако даже реализация конкретных мер по раскрытию сведений об единичном собственнике компаний типа LLC может дать значительный эффект для борьбы с секретностью владельцев компаний в США.
Острова непрозрачности и налоговых тайн постепенно смывает антиофшорными волнами. Страны, которые оперативно успеют подготовиться к антикоррупционному катаклизму, используя национальный потенциал комфортного делового климата и прозрачного администрирования бизнеса, возможно, даже смогут нарастить свои экономические успехи.
Наши брюссельские коллеги из Transparency International — EU, зная дату публикации офшорного архива, анонсированную ранее, собрали желающих разобраться с офшорными компаниями на открытое мероприятие, где каждый мог бы помочь с идентификацией собственников офшорных компаний. Мы также занимаемся изучением информации, анализируя информацию о 6285 персонах в базе, имеющих отношение к России. Cовершенно очевидно, что без видимых идентификаторов, кроме имени и фамилии директоров компаний, ручной поиск по базе может занять несколько месяцев.
Здесь не обойтись без активного вовлечения граждан — волонтеров, готовых помочь с ликвидацией последствий «панамского наводнения» и выловить в огромном потоке данных нужную информацию.

Источник: www.forbes.ru