Сарик Андреасян о фильме «Землетрясение»: «Человек способен на всё, когда у него есть цель» .
© Фото «Марс Медиа»
Режиссер Сарик Андреасян («Ограбление по-американски», «Мамы») рассказал о производстве их совместного с Рубеном Дишдишяном проекта «Землетрясение»: почему он решил не снимать этот фильм в Enjoy Movies, сколько длилась работа над сценарием, а также какие фильмы он использует в качестве референсов.
О препродакшне
С момента начала работы над сценарием прошло года три. Мы с братом (Гевонд Андреасян, продюсер — прим. ред.) очень хотели снять кино про землетрясение в Армении 1988 года и заказали сценарий Арсену Даниеляну и Гранту Барсегяну. Его мы и показали в «Марс Медиа» Рубену Дишдишяну. Сценарий был хороший, но, наверное, слишком армянский, очень ментальный. Рубен предложил пригласить Сергея Юдакова и Алексея Гравицкого, чтобы его переписать. В финале многое осталось от старой версии, но появилось и много нового.
Во время работы над сценарием мы летали в Гюмри (бывший Ленинакан), смотрели локации, постоянно встречались с разными людьми. В городе практически все перестроено, но каждый его житель помнит события тех дней, у каждого с ними связана семейная история…
Мы купили много литературы на армянском, смотрели хронику, фотографии, и я стал собирать коллажи и скетчи, что сильно помогло сценарию. После того, как нас поддержал Фонд кино, к съемкам мы готовились около года.
О выборе продюсера
«Землетрясение» — история очень личная, в свое время мы все пережили эти события. Поэтому искали партнеров, которым она будет понятна. У Enjoy Movies другая направленность работы, и очевидно, что никто не ждет подобного фильма от этого бренда. Мы пришли к Рубену, помня его прошлые работы: «Ликвидацию», «Брестскую крепость» и др., — и показали проект. Сейчас могу сказать, что очень рад опыту нашей совместной работы.
О структуре истории
Все истории в фильме взаимосвязаны. Так или иначе, переплетаются между собой и происходят в едином контексте — это не отдельные новеллы. В картине два главных героя. Одного из них — Константина Бережного — играет Константин Лавроненко: по сюжету он летит из Москвы в Ленинакан к своей семье, которую не видел много лет. Роль второго героя — Роберта — исполняет Виктор Степанян: его родители когда-то погибли по вине Бережнова. Во время землетрясения герои оказываются в одной бригаде и вместе работают на завалах.
Землетрясение 1988 года — последняя трагедия, которая объединила не только весь Советский Союз, но и весь мир. И мы будем говорить об этом единении. Расскажем о людях, которые приезжали и прилетали со всех городов СССР и из других стран, чтобы разбирать завалы и спасать выживших; о людях, которые привозили хлеб, медикаменты, воду, одежду.
Удивительно, как трагедия может сплотить. Ростовский крановщик на своей машине сутки без сна и остановки ехал в Ленинакан, а люди по дороге заливали ему солярку, просто потому что искренне хотели помочь. Все эти истории реальны, их хочется рассказать.
Наша картина — о силе духа и о том, что человек способен на все, когда у него есть цель.
О референсах
Когда ты начинаешь изучать какую-то тему, то смотришь все. Я ориентировался на «Список Шиндлера» и «Пианиста». Обе картины — классические «оскаровские» драмы, которые очень люблю и понимаю на визуальном и эмоциональном уровне. По части компьютерной графики мы обращались к фильму «Невозможное» с Эваном МакГрегором и даже к китайскому «Землетрясению».
Мы хотим сделать фильм-катастрофу, а это — масштабная драма. Хотим, чтобы «Землетрясение» создавало ощущение большого искусства. Когда вы видите, например, трейлер «Шпионского моста» Спилберга, то сразу понимаете, что это большое кино: оно идет три часа, и вы обязаны его посмотреть в кинотеатре. Я хочу снять нечто подобное. С одной большой оговоркой. В американском кино сюжеты, как правило, вымышленные, к ним относишься просто, а тут каждая смерть — настоящая. Поэтому мы придерживаемся тонкого подхода и не говорим: «Смотрите, мы делаем дорогой фильм, тут все летает и взрывается!»
Да, в нашем фильме будут и разрушения — иначе как показывать фильм про землетрясение? Мы их «решаем» элегантно, не так, как, например, в картине «2012» — это не будет парад компьютерной графики. События реальны, и очень важно проявлять к людям уважение.
О землетрясении на экране
В первом акте я знакомлю зрителя с героями. Когда происходит землетрясение, я поочередно переживаю его с каждым персонажем и показываю события как бы через запятую. Кто-то едет в машине, кто-то сидит дома, кто-то на работе, кто-то празднует с друзьями день рождения. Затем вся катастрофа становится единым фрагментом. Хочется передать ощущение, когда за две минуты ты оказываешься в полностью разрушенном городе.
В интернете пишут, что официальное число погибших составило 25 тысяч человек. Но многие армяне утверждают, что их гораздо больше, и просят меня показать правду. В Союзе сильно занижались подобные цифры, ведь это в какой-то степени минус государству, которое не смогло спасти своих граждан. По неофициальным данным, погибших было 150 тысяч — это одно из самых сильных землетрясений в истории…
Когда три года назад мы только начинали работу над проектом, многие сомневались, стоит ли поднимать эту тему? Но тут появились новости о фильме, и мне стали писать благодарности, а это очень сильно мотивирует: ты понимаешь, что твоя работа важна людям. Ведь прошло 27 лет, и мало кто почитает память погибших 7 декабря, хотя первые годы об этом много говорили.
Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службу кинокомпании «Марс Медиа»
Источник: www.cinemotionlab.com