Browse By

Аналитики соцсетей и экологи для Арктики: каких магистров готовит ТГУ .

ТОМСК, 7 июл — РИА Томск. Томский госуниверситет (ТГУ) все активней развивает междисциплинарные программы подготовки. В 2016 году вуз ведет набор магистрантов, которые смогут делать финансовые прогнозы с учетом информации из социальных сетей, преподавать математику, ориентируясь на генофонд учеников, или работать экологами на нефтяных предприятиях в Арктике. Подробнее – в материале РИА Томск.
По информации пресс-службы, в 2016 году ТГУ планирует принять на бюджет почти три тысячи человек, из них в магистратуру – 1,1 тысячи человек. Прием документов в магистратуру ведется с 1 апреля по 10 августа.
На сегодняшний день в магистратуру уже подали документы более 370 человек, из них 61 – граждане 19 стран ближнего и дальнего зарубежья. Впервые в магистратуре ТГУ пожелали обучаться абитуриенты из Иордании и Ганы.
Разные гены – разные учебники
«Мы исследуем индивидуальные различия людей через нейронауку, психологию и генетику. Мы можем рассмотреть эту проблему с разных сторон. И это сильно отличает эту программу от других похожих», – рассказал РИА Томск менеджер новой программы «Развитие человека: генетика, нейронаука и психология» Максим Лиханов.
Он уточнил, что программа реализуется при Международном центре исследований развития человека ТГУ. Преподавание ведется на английском языке. «Ребята изначально встроены в международную исследовательскую среду – они могут читать и писать научные работы, выступать на конференциях», – отметил собеседник агентства.
Большая часть преподавателей – приглашенные исследователи из российских и зарубежных вузов-партнеров проекта. Для бесплатного обучения предусмотрено всего шесть мест.
Специалисты центра изучают, в частности, какие факторы влияют на развитие человека. Например, как люди обращаются с числами, как учатся читать и писать, как это связано с генетическими особенностями человека, как родившиеся с помощью экстракорпорального оплодотворения дети встраиваются в социум и насколько похожи на других.
Выпускник программы может как остаться в науке, так и заниматься прикладными вещами. Например – заняться популяризацией науки или создавать образовательные программы нового типа, которые будут способствовать более эффективному обучению детей с учетом более глубинных когнитивных процессов или помогут им изучать математику, что для современных школьников становится все более сложным.
Для Сибири – с любовью
По словам менеджера профиля «Сибирь: ресурсы и современные практики развития региона» Дмитрия Хаминова, эта программа подготовки рассчитана на иностранцев.
«Мы готовим людей, которые хотят работать с Сибирью или в Сибири, знают специфику сибирских регионов. Этих иностранцев мы готовим и для работы за рубежом, и для работы в Сибири или в российских компаниях, и для работы из Сибири с зарубежными компаниями», – пояснил собеседник агентства.
По его информации, это первый набор магистрантов по данной программе,
предусмотрено 10 бюджетных мест, но они предназначены только для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Обучение будет вестись на русском языке, поскольку студентам придется работать в России. И пока интерес проявляют в основном студенты из стран Средней и Юго-Восточной Азии и Китая, наиболее тесно сотрудничающих с сибиряками.
Хаминов отметил, что выпускники программы будут знать специфику не только Сибири, но и других российских регионов.
 В позапрошлом году была запущена еще одна программа подготовки – «Сибирский регион в России и мире», которая позволяет более глубоко изучить специфику сибирского региона.
Изучать природу региона с этого года возможно в рамках профиля «Изучение Сибири и Арктики».
«Мы обучаем экологов, но с глубоким знанием физики и химии природных сред. И есть курс «Методология научного поиска» – готовим быть ученым. У нас будут привлекаться иностранные специалисты. Но они будут читать лекции, они будут курировать исследовательские работы, выращивать из магистрантов молодых ученых», – рассказала РИА Томск замруководителя программы Лариса Колесниченко.
Она уточнила, что практические занятия будут проходить в лабораториях центра превосходства ТГУ BioClimLand или на станциях вуза в глубокой тайге.
По ее словам, эти области в настоящее время недостаточно исследованы. А изучение Сибири и Арктики важно, во-первых, из-за значительного влияния регионов на глобальные климатические процессы, а во-вторых, из-за интереса многих компаний к этим пока еще мало освоенным территориям.
«Идет развитие нефтегазового комплекса – Арктика очень активно осваивается. Несколько постов, терминалов нефтеналивных уже создано, на Ямале несколько месторождений начали разрабатывать. И везде ставится вопрос, в том числе, об экологической безопасности – и наши специалисты смогут решать такие задачи», – пояснила Колесниченко.
По ее данным, исследователей Арктики и Сибири в России готовят всего несколько вузов. Причем сейчас такими программами иностранцы интересуются больше россиян. В рамках профиля в ТГУ для поступающих в этом году предусмотрено всего 10 бесплатных мест.
Новая реальность
Лаборатория гуманитарных проблем информатики ТГУ в этом году реализует несколько магистерских программ. Среди них – обновленные «Цифровые технологии в социогуманитарных практиках». Первый набор на эту программу состоялся в прошлом году, в этом году программа продолжена с учетом полученного опыта.
«Мы учим студентов создавать цифровой продукт для человека. Важно не только создать код, операционную систему, но и решать социальные задачи. Например, при создании программы «информационного правительства» надо еще продумать, как этим пользоваться. Мы занимаем нишу именно в разработке продуктов, которые будут использовать в повседневности», – рассказала РИА Томск менеджер программы Анастасия Хаминова.
Она пояснила, что главная цель программы – научить бакалавров, получивших техническое образование, анализировать потребности современного общества и, как следствие, прогнозировать, каким должен быть продукт и какие задачи он должен решать.
Такой специалист сможет управлять проектами, продвигать технологии, стать экспертом в сфере информационных технологий. В России подобные программы реализуются только в сфере культуры.
Одним из первых проектов магистрантов, обучающихся по этому профилю, стала разработка приложения для сайта программы, которое помогает систематизировать материалы для обучения.
А вот на профиле «Гуманитарная информатика» не разрабатывают новые продукты, а исследуют, как новые технологии влияют на человеческое сознание и на общество, а также учатся работать с новыми цифровыми инструментами, чтобы решать исследовательские задачи. Эта программа для России уникальна, несмотря на то, что в ТГУ этой научной областью занимаются около 10 лет.
По словам Хаминовой, специалисты, которые могут видеть и плюсы, и минусы новых технологий, необходимы новому миру, потому что из-за инноваций изменяется образ мышления людей. Особенно сильно это заметно по детям, которые уже могут интуитивно ориентироваться в интерфейсах и гаджетах.
«Если в первом случае специалисты создают технологии с учетом особенностей сознания, то во втором – изучают, как это использовать и к чему это может привести. Получается очень хороший конгломерат. Мы когда учим наших студентов, они много где пересекаются – в проектах, на занятиях. И оба специалиста говорят на одном языке, создавая новую реальность», – пояснила она.
Собеседница добавила, что на каждую из программ предполагается по 10 бюджетных мест.
Еще одна обновленная программа, которая учит работать с новыми потоками информации, – «Интеллектуальный анализ данных и биоинформатика». По словам руководителя программы Александра Замятина, два компонента в одном курсе соединены впервые в России. В этом году для обучения по этому профилю впервые выделены бюджетные места – для 10 человек.
Эти специалисты будут способны делать выводы и прогнозы, извлекая необходимые и не всегда очевидные сведения из больших объемов информации – например, социальных сетей, данных о трафике сайтов или медицинской статистики.
«Владелец интернет-портала за рубежом ставит задачу нашей студентке создать программу прогнозирования спроса на авто, которые размещены на его портале. Или, например, задача повысить адекватность прогноза при финансово-аналитической работе с использование не только стандартных инструментов, но и настроя при обсуждении этих вещей в соцсетях», – привел пример Замятин.
Программу ТГУ реализует совместно с партнерами из США, Великобритании, Германии и российских вузов.

  

Источник: www.riatomsk.ru